Боль и слава Педро Альмодовара: тело, в котором он живет
Стиль життяОдной из главных ожидаемых премьер Одесского международного кинофестиваля, проходящего с 12 по 20 июля, стал последний на данный момент фильм экспрессивного испанца Педро Альмодовара «Боль и слава», сообщает НБН.
Когда-то успешный режиссер Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас) находится в творческом кризисе, не зная, что ему делать дальше и как жить вообще. Причиной тому (а может, следствием) боль – боль физическая, поэтому большая часть нынешней жизни Сальва уходит на посещение врачей и прием медикаментов.
В сюжете картины тесно переплетаются сдержанные, почти безэмоциональные эпизоды жизни уже немолодого Сальвадора и яркие, звонкие воспоминания его детства. Здесь и сейчас – это попытка примириться с актером, с которым когда-то разделил успех самого знаменитого фильма, встреча с бывшей сильной любовью, которая лишний раз доказывает, что все проходит, попытки глушить боль героином, яростным противником которого сам Сальвадор был в молодости. Детство – это любящая мать (Пенелопа Крус), мечтающая, чтобы сын вырвался из нищеты и отправляющая его учиться в ненавистную семинарию, безликий отец, из-за которого семья вынуждена ютиться вместо нормального жилья в мазанках под открытым небом, и красавец-штукатур, вызвавший у мальчика первое эротическое желание, сильное до обморока…
Воспоминания и неподтвердившиеся опасения относительного онкологического заболевания меняют настроение Мальо – и он снова готов снимать.
Большинство критиков уже назвали картину чуть ли не лучшей в творчестве Альмодовара, за последние лет 10 – так точно. На эпитеты не скупились: трогательный, самый личный фильм режиссера, наполненный жизнелюбием, о любви во всех ее проявлениях. Мне же она показалась скучноватой, затянутой, а самое главное – вторичной. Прописные истины типа «любовь может многое, но ее мало, чтобы спасти любимого человека» почему-то произносятся с интонациями первооткрывателя. Героиновые самокрутки – ну какой настоящий творец без подобного допинга? Нелегкое, но всегда прекрасное детство, просто потому что детство. Почти всегда безупречная мать. Прощальный поцелуй когда-то любивших друг друга бородатых мужчин.
В боль верю, в страшное, оказавшееся совсем не страшным – да, и в то, что прошлое уже не способно будить новые эмоции, а только позволяет светло погрустить о былом – тоже, поэтому для меня так и осталось загадкой, и откуда ж вдруг взялись силы? Ведь главный источник вдохновения – призраки из прошлого, но они именно призраки…
Что в фильме прекрасно, так это визуальный ряд. Просто восхитительная цветовая гамма – вспышки и переплетения красного, синего, зеленого. Оригинально, с помощью компьютерной графики, Альмодовар представляет и телесные боли. С болью же связана и, на мой взгляд, самая яркая фраза картины:
«Когда у меня болит в нескольких местах – я верю в Бога и молюсь. Но если боль одна – я становлюсь атеистом».
В одной из последних сцен врач спрашивает Сальвадора, каким будет его новый фильм:
«Что это – драма или комедия?» И получает ответ: «Я не знаю, заранее никогда не знаешь».
Так и с самим Альмодоваром, заранее никогда не знаешь, твоим окажется его новый фильм или нет. В данном случае для меня верным оказалось второе.
Но каждый из поклонников режиссера уже с сегодняшнего дня сам сможет ответить на этот вопрос. С 18 июля – «Боль и слава» в украинском прокате.
Юлия Глинкина, специально для НБН