Взлет и падение легендарных киевских кинотеатров — история и архивные фото

Стиль життя
Взлет и падение легендарных киевских кинотеатров — история и архивные фото

Первый показ «движущихся картин» в Киеве прошел в помещении театра Бергонье (теперь это здание в перестроенном виде принадлежит Национальному академическому театру русской драмы им. Леси Украинки), который тогда арендовал знаменитый актер и режиссер Николай Соловцов.

Произошло это событие в середине декабря 1896 года, можно сказать, по горячим следам первого подобного «киносеанса» братьев Люмьер, состоявшегося 28 декабря 1895 года в Гранд-кафе на бульваре Капуцинок в Париже. В Киеве представления имели огромный успех у публики — 52 показа за три с половиной месяца.

Это еще не был настоящий кинематограф, поскольку сеансы проходили не в специализированных залах — хозяева-иностранцы проекционного аппарата «кочевали» по городу в поисках электрифицированных помещений. Но, понятно, что наши предприимчивые соотечественники быстро смекнули, насколько прибыльным может стать такой бизнес.

Здание, где работал театр Бергонье. Открытка. 1890-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

На одном из первых киевских сеансов кинематографа Люмьеров присутствовал будущий писатель Константин Паустовский с родителями и тетушкой. В своих воспоминаниях Далекие годы он пишет, что «иллюзион» произвел на него незабываемое впечатление, а вот провинциально осторожная тетя сразу выразила опасение: «Почему он так скворчит? … Мы от него не сгорим, как в курятнике?» И надо заметить, что она зрила в корень, этим же вопросом сразу серьезно озаботились городские власти.

Новое развлечение быстро набирало темп. Уже в 1906 году киевский предприниматель С. Френкель, серьезно взявшись за дело, основал в городе прокатную контору и открыл стационарный кинотеатр на углу Крещатика и Прорезной в нижнем этаже здания Российского страхового общества. Через четыре года он превратил свою фирму в первое в стране акционерное кинематографическое общество С. А. Френкель, основательно занявшееся кинопрокатом.

Здание Российского страхового общества. 1900-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Очень успешным стал и бизнес поляка А. Шанцера. Он вложил немалые средства в переоборудование принадлежавшего ему бывшего иллюзиона на Крещатике, 25 (старая нумерация, сейчас примерно на этом месте ступени, ведущие к Пассажу) в хорошо обустроенный с соблюдением всех правил противопожарной безопасности кинотеатр Экспресс.

Реклама кинотеатра Экспресс в газете Киевлянин 14 августа 1908 года / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

А к 1912 году выстроил на противоположной стороне Крещатика в так называемом Малом пассаже (ныне практически на этом месте находится здание КГГА) лучший на то время в Европе роскошно оформленный кинотеатр на 1100 мест.

Нижнее фойе кинотеатра Шанцера. 1913 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Зрительный зал кинотеатра Шанцера. 1913 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Конечно, не у каждого бизнесмена были такие средства, как у Шанцера. Но и предприниматели средней руки успели заработать на кинематографе. Например, некий Бонифатий Судольский, который еще с середины 1890-х годов содержал на Владимирской горке деревянный тир, располагавшийся примерно напротив Александровского костела, обратился в 1907 году к властям. Он просил разрешения переделать тир в кинотеатр — достроить каменное помещение для размещения киноустановки, а прежний тир превратить в зрительный зал.

Разрешение Судольский получил, дал подписку, что монтеры «будут опытны и трезвы» во избежание пожара, и с 1909 года стал официальным владельцем Биограф-Тира, изображение которого дошло до нас на старой открытке.

Биограф-Тир Б. Судольского на Владимирской горке. Открытка. 1900-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Кинематограф стал так популярен, что даже в дачных местностях, традиционных для отдыха киевлян — Дарнице, Святошине и других стали появляться помещения, приспособленные для демонстрации фильмов. В самом городе жители тоже с удовольствием ходили в кинотеатры, которых к 1913 году было более сорока, из них около десятка располагались на Крещатике. Прибыль владельцев постоянно увеличивалась, и они радостно подсчитывали барыши.

Кстати, уже тогда вовсю процветало кинопиратство: зачастую демонстрировались приобретенные незаконным путем фильмы, без указания режиссеров, актеров и даже страны-производителя.

Малый пассаж с новым кинотеатром А. Шанцера. Открытка. 1910-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Но человек предполагает, а Бог располагает. Первая мировая, российские революционные события, Гражданская война и захват власти большевиками привели к известным весьма печальным последствиям.

Многие еще помнят заезженную, вырванную из контекста цитату «вождя мирового пролетариата»: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». На самом деле во время беседы с Луначарским он говорил, что необходимо «наладить производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями», причем начинать, по мнению тов. Ленина, нужно было с кинохроники.

При этом не имело значения, что «для привлечения публики пойдет… какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа» (но, разумеется, прошедшая цензуру). То есть речь шла о «правильном» воспитании пролетариата и использовании кино в пропагандистских целях.

Поэтому не удивительно, что большевистская национализация на самом первом этапе затронула киевские кинотеатры. И нужно заметить, что «гегемону» досталось от имперских часов отличное наследие. Отобранных у законных хозяев кинотеатров в 1923 году числилось в Киеве целых двадцать два, большей частью они располагались в центральной части города. Правда, в справочнике Весь Киев на 1925 год названы только пять действующих.

Все они находились на бывшем Крещатике и были в духе времени переименованы в Госкино, а чтобы различать, им просто присвоили номера с 1-го до 5-го. Эти унылые названия не вызывали вопросов у новых жителей, приехавших в город в начале 1920-х, но для потомственных киевлян кинотеатры по-прежнему были Шанцера, Экспресс, Корсо… Да и ассоциировались они с Крещатиком, а не с улицей Воровского — как называлась главная улица Киева с 1923-го до 1937 года.

1-е Госкино (бывший Шанцера) в Малом пассаже на улице Воровского, 38. Над входом афиша Союзкиножурнала № 42. 1930-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

2-е Госкино (бывший Экспресс) находилось в первом этаже дома на улице Воровского, 25. 1920-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Роскошный кинодворец, когда-то принадлежавший Шанцеру, превратился в 1-е Госкино, а его же бывший Экспресс получил номер 2. Кстати, на фото хорошо видно, что за домом, где он располагался, находятся дома Большого пассажа, уцелевшего во Вторую мировую. Сегодня это единственный Киевский пассаж.

К 1929 году нумерация кинотеатров устоялась, их количество выросло до 12, причем 8-м Госкино числился кинотеатр на Львовской площади, чудом доживший до наших дней и памятный многим во второй половине ХХ века как кинотеатр им. Чапаева на улице Артема. На излете НЭПа десять киевских кинотеатров находились в ведении Всеукраинского Фото-Кино-Управления (ВУФКУ), а два сдавались в аренду. Все эти цифровые наименования сохранялись до Второй мировой войны, но понять логику и разобраться с перенумерацией, сделанной в 1920-х, можно только после изучения справочной литературы того периода.

Реклама ВУФКУ в издании Київ. Довідна книга. 1929 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

В 1930 году на Подоле открылся первый построенный советской властью кинотеатр, он же первый в Киеве, расположенный в отдельном здании. Именовался он 9-м Госкино, а с конца 1940-х годов стал кинотеатром Жовтень, известным сегодня каждому горожанину. Заметим попутно, что никогда в Киеве ни в быту, ни в справочниках его название не переводили на русский язык.

Строительство 9-го Госкино. 1929 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

В 1928 году было закончено строительство Киевской кинофабрики (впоследствии — Киностудия им. Довженко), и фотографии обоих новых объектов, построенных в модном тогда стиле конструктивизма по проектам архитектора В. Рыкова, вошли в своеобразный отчет Киевского горсовета — книгу Будова соціялістичного Києва (1932 год), рассказавшую об успехах советской власти в новом строительстве.

Страница книги Будова соціялістичного Києва, посвященная кинофабрике и кинотеатру / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Страница книги Будова соціялістичного Києва, посвященная кинофабрике и кинотеатру / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Буквально через три года этот архитектурный стиль был подвергнут сокрушительной критике как не соответствовавший «линии партии». И если на комплекс кинофабрики не посягнули (видимо, слишком большие деньги были в нее вложены), то кинотеатр стали приводить как пример крайне неудачной архитектуры.

В журнале Соціалістичний Київ в 1933 году появилась статья, где приводился явно выдуманный анекдот верноподданных сталинских блюдолизов. Якобы в городе шутят, что «будівельники переплутали фасади — і дворовий фасад з його брандбауерами поставили на вулицю», после чего архитектор, не выдержав такого надругательства, укоротил себе жизнь. Может быть, кому-то эта байка и казалась смешной, но зодчему, не попавшему в струю, тогда грозила вполне реальная опасность не только получить запрет на профессию, но и оказаться в тюрьме. К счастью, Рыкова миновала эта участь, а вот фасад совсем новенького кинотеатра в 1934—1936 году переделали по проекту архитектора С. Бабулевича.

Уже в середине 1930-х годов под руководством Рыкова был разработан проект в стиле сталинского ампира самого большого в городе кинотеатра Форум. Его собирались возвести на улице Красноармейской (сейчас Большая Васильковская), 19 — на том самом месте, где позже появился кинотеатр Киев. Однако из-за проблем с финансированием строительство, запланированное на 1937−1938 годы, затянулось, и в итоге до начала немецко-советской войны проект реализовать не успели.

Проект кинотеатра Форум / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Леса на строительстве кинотеатра Форум на Красноармейской, 19. 1938 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

В целом же строительство помпезных дорогостоящих объектов, в том числе и кинотеатров, в те годы должно было охватить, в первую очередь, центральную часть Киева. Так что речь о возведении «сталинских дворцов» в более отдаленных районах не шла. Но тема патриотического воспитания продолжала быть более чем актуальной, поэтому непритязательной публике на окраинах приходилось довольствоваться просмотром фильмов в небольших кинозалах, расположенных в первых этажах старых домов, а то и в совсем неприспособленных помещениях.

Функционировали кинотеатр им. Шевченко на улице Саксаганского (на углу с Толстого), Искра (прежде Фантазия) на улице Урицкого (сейчас митрополита Липкивского), 38, Буревестник (старый Регина) на улице Кирова (ныне Сагайдачного) и другие.

Афиши кинотеатра Буревестник на улице Кирова. 1935 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Кинотеатр им. Шевченко. 1937 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

В первом этаже дома (снесен в 1977 году) располагался кинотеатр Искра. 1970-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Работали кинотеатры и в неказистых отдельно стоящих зданиях — 1-го Мая (позже известный как Экран) на Брест-Литовском шоссе, 7-е Госкино на Лукьяновке, Колос на Подоле, переделанный из деревянного магазина мануфактуры. Последний вообще находился посреди Житнего рынка, располагавшегося тогда по обе стороны Валов. Это хлипкое сооружение тряслось от проходящих рядом трамваев, грозя развалиться, а пол его по щиколотку был засыпан шелухой от семечек, которые представители пролетариата грызли в импровизированном зрительном зале (согласитесь, это несколько напоминает публику с ведрами попкорна в современных кинотеатрах). Как ни странно, но Колос прослужил до конца 1970-х годов.

Кинотеатр Колос. 1970-е годы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Кроме того, для демонстрации кинохроники и патриотических художественных фильмов использовались помещения многочисленных Домов культуры и Клубов, существовавших при всех более или менее крупных киевских предприятиях, а также в залах зданий общественного назначения. Например, старожилы Александровской Слободки вспоминали, что в детстве бегали в Институт сахарной промышленности (уничтожен во время войны, его место вдоль современного Воздухофлотского проспекта сейчас занимает главный корпус Киевского национального университета строительства и архитектуры), где по воскресеньям для всех желающих «крутили кино».

Институт сахарной промышленности на шоссе Героев стратосферы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

А публика из центральных районов предпочитала старые кинотеатры на Крещатике. Киевлянин Дмитрий Макульский в своей, к сожалению, не опубликованной рукописи «Я — Киевлянин» отмечал: «…отношение к показу кино было уважительное до благоговения. После третьего звонка входные двери плотно закрывались, задергивались портьерами и в зрительный зал уже никого не впускали».

Но репертуар что в центральных шикарных кинотеатрах, что на окраинах в сараях, разумеется, был одинаковым: «Кино … „учило“ нас бдительности. Кругом были враги! Во многих фильмах выходцы из деревни изображались, как потенциальные кулаки или прижимистые мужички себе на уме. … Когда на экране появлялся Сталин, в зале раздавались аплодисменты».

А сам процесс посещения кинотеатра описан в этих мемуарах так: «В кино ходили, как в театр. Компании или парочки встречались заранее, приходили в кино, сидели в буфете, слушали эстрадный концерт и затем смотрели картину. После этого еще и прогуливались по Крещатику. Это было мероприятие».

Многолюдный Крещатик. 1937 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Все шло своим чередом, пока не началась война, а потом оккупация Киева. В дни отступления Красной армии войска НКВД заминировали центр. В конце сентября 1941 года Крещатик с первыми кварталами прилегающих улиц был взорван и практически весь сгорел в последовавшем страшном пожаре.

Руины Малого пассажа и 1-го Госкино. 1943 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой

Вместе с разрушенной улицей погибли и все учреждения культуры. Так трагично закончилась эра старых киевских кинотеатров.


Материал редактора издательства ВАРТО Елены Насыровой, специально для НВ.

Главное фото Крещатик. Открытка начала ХХ века (Фото: Предоставлено Еленой Насыровой)

Поділитись

Новини

17 Липня 2023

у США відреагували на повідомлення, що країни Європи ще чекають дозволу

19 Квітня 2023

Як жити спокійно та не ображатись на людей: поради психологів

21 Березня 2023

Шольц не очікує, що війна Росії проти України «завершиться найближчим часом»

9 Березня 2023

Як зберегти хліб свіжим і хрустким довше: поради

«Одного дня наше везіння вичерпається» – Ґроссі про знеструмлення ЗАЕС через ракетну атаку

Мітингувальники в Тбілісі вирішили почати «облогу парламенту»

Джонні Депп на продажі власних картин вже заробив $5,4 млн

Зеленський анонсував санкції проти тих, «хто намагається послаблювати державу»

Поліція розігнала учасників мітингу перед парламентом Грузії

Дженна Ортега потрапила у курйозну ситуацію завдяки плямі на вбранні

Міністри оборони ЄС шукають спосіб підтримати Україну боєприпасами

Війська РФ вдарили по Києву, на місце вибухів виїхали всі служби – Кличко

Як правильно розмістити продукти в холодильнику: є певні хитрості

8 Березня 2023

Путін готовий до багаторічної війни «на виснаження» – розвідка США

Нові сім’ї тварин у зоопарку Київ: милі фото

Ґутерріш заявив у Києві про «критичну важливість» продовження зернової угоди

БІЛЬШЕ НОВИН