“Дым отечества нам сладок и приятен…Нас убьет коррупция и непрофессионализм, а «активизм» поставит крест… выгодно”, – Руслан Рыгованов

Публикации
“Дым отечества нам сладок и приятен…Нас убьет коррупция и непрофессионализм, а «активизм» поставит крест… выгодно”, – Руслан Рыгованов

Автор: Руслан Рыгованов, участник проекта Аналитический кластер «Украинская Фабрика Мысли».


Постправда: конструктор для формирования общественного мнения

«Post-truth», или «постправда», по определению Оксфордского словаря английского языка, представляет собой информационный поток, который намеренно конструируется в современном обществе для создания виртуальной, отличной от действительности, реальности с целью манипулирования общественным сознанием. Добавлю, что в случае лесных пожаров происходит манипуляция не столько общественным сознанием, сколько сознанием лиц, принимающих управленческие решения, в том числе связанные с экономической составляющей природного сырьевого сектора государства.

Украина горит, нет не так, Украина начала сгорать, и тренд на непрекращающиеся пожары будет нарастать. Климатические изменения? Безусловно, но нужно понимать, что не только климатические изменения лишают граждан Украины долевого участия в природном богатстве, но и действия людей. Это не только коррупция и вырубка в «интересах» западных «партнеров», но и непосредственно проплаченные нормативные изменения, которые в буквальном смысле добивают стоящую на коленях Украину. Согласно смоделированного развития событий и анализа, в течении трех лет мы можем в результате пожаров лишиться до 60% всех (!) лесов.

Казалось бы, сегодня важным является вопрос о причинах возгорания лесов, но если говорить предметно и откровенно, то ситуация со стандартизированной паникой проживающих в городе Киеве.  Для понимания реальности проблемы нужно рассматривать все аспекты ситуации. Например, согласно официальной информации ГСЧС на протяжении 2017 года Украине увеличилось количество пожаров на открытых территориях. Речь идет о трехкратном увеличении таких пожаров в сравнении с предыдущими годами. По данным Государственная служба по чрезвычайным ситуациям человеческая деятельность является основной причиной возникновения пожаров в природных экосистемах. В сообщении ГСЧС отмечается, что в текущем году «зафиксирована негативная статистика относительно увеличения пожаров на открытых территориях». «По сравнению с предыдущими годами, анализ возникновения пожаров в 2017 году свидетельствует об их увеличении почти в 3 раза, а площади, пройденной огнем, — в 2,4 раза. В частности, в лесных массивах количество пожаров увеличилось в 3 раза, а их площадь — в 3,7 раза, на торфяниках — в 2,8 раза, а площадь — в 2,3 раза, на открытых участках местности, в частности, мусора, травы и остатков растительности — почти в 3 раза, а площадь — в 2,4 раза», — отметили в ГСЧС.

Украинский научно-исследовательский институт гражданской защиты в соответствии с п. 10 Инструкции по работе с карточкой учета пожара, утвержденной приказом ГСЧС Украины от 16.08.2017 № 445 “Об обеспечении ведения учета пожаров” и их последствий, осуществил анализ данных массива карточек, т.о. в течение 3 месяцев 2020 году в Украине зарегистрировано 25 724 пожара. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество пожаров увеличилось на 21,3%. Значительное увеличение количества пожаров вызвали пожара, произошедших на открытых территориях (+48,7%), составляющие 60,2% от общего количества пожаров в Украине. Число погибших в результате пожаров уменьшилось на 18,4%, количество травмированных на пожарах – на 5,9%. Количество детей и подростков до 18 лет, погибших в результате пожаров, уменьшилось на 20,0%, количество детей и подростков до 18 лет, травмированных на пожарах, увеличилось на 60,0%. Материальные потери от пожаров снизились на 1,4% (прямые убытки уменьшились на 26,2%, побочные увеличились на 6,3%), количество уничтоженных и поврежденных зданий (сооружений) увеличилась на 7,5%, количество погибших домашних птиц – на 12,5%, количество уничтоженных и поврежденных транспортных средств (техники) уменьшилась на 2,6%, количество погибших домашних животных – на 1,9%, количество уничтоженных кормов – на 10,6%, количество уничтоженного зерна – на 34,8 %. В течение трех месяцев 2020 году на месте пожара обнаружено 596 погибших человек, из них 12 детей. В результате пожаров погибло 578 человека, в том числе 16 детей, 413 человек получили травмы, в том числе 48 детей. Материальные потери от пожаров составили 2 млрд 611 млн 927 тыс. Грн (из них прямые убытки составляют 460 млн 831 тыс. Грн, а побочные – 2 млрд 151 млн 96 тыс. Грн). Ежедневно в Украине, в среднем, возникало 283 пожара, материальные потери от которых составили 28 млн 702 тыс. Грн. Каждый день в результате пожаров погибало 7 и получало травмы 5 человек, огнем нанесен ущерб (уничтожено)и 78 зданий (сооружений) и 12 единиц техники. Прямые убытки от одного пожара составляют сумму 17,9 тыс. Грн. Т.е. если анализировать динамику пожаров, мы видим, что по сравнению, с предыдущими годами, наибольшее количество возгораний произошло на открытых территориях, а если говорить более предметно, то произошли массовые возгорания лесов.

Как определить проблему сегодняшнего дня? Явно не в привычном русле одномоментности. Целый комплекс допущенных ошибок, стратегического планирования и управления влияет на развитие ситуации. По мнению ГСЧС особенно повлияло “…. уменьшение количества осадков ежегодное, за этот год выпало на 60% меньше осадков от общего установленной нормы. Уровень грунтовых вод в Украине снизился на 1,5-2 м. Это приводит к росту числа пожаров в экосистемах ” https://www.unn.com.ua/uk/news/1865227-dsns-cherez-teplu-zimu-kilkist-prirodnikh-pozhezh-v-ukrayini-zbilshilas-na-25 . Является, ли проблема возгорания лесов, проблемой связанной с изменениями климата и недостаточностью водных ресурсов? Безусловно. Но нужно учитывать еще и организационно управленческий моменты государственного управления.

А как с пожарами обстоят дела в других государствах? Особенно, тех, кто постоянно упоминаются в наших средствах массовой информации. Тех, кто нас учит как жить, заставляя Украинский истаблишмент принимать нормативные акты.

Число пожаров в мире, по данным портала GFWF

Австралия.

По данным государственного агентства Victoria Emergency, именно молния привела к возникновению ряда пожаров в восточной части острова Гиппсленд штата Виктория в конце декабря. В то же время, по информации CNN, полиция штата Новый Южный Уэльс обвинила не менее 24 человек в умышленном начале лесных пожаров и с ноября подала в суд на 183 человека за преступления, связанные с пожарами. Пожары в Австралии начались в июле 2019 года и только 9 декабря 2019 года австралийский штат Новый Южный Уэльс объявил чрезвычайное положение. К этому моменту, погибло 3 человека, разрушено 150 домов и уничтожено более 1 млн га лесов и сельскохозяйственных угодий. 19 декабря, на территории региона фиксировано 96 лесных пожаров, в то время как 22 декабря почти сгорел целый городок Балморал в 120 км от Сиднея. По данным государственного агентства Victoria Emergency, именно молния привела к возникновению ряда пожаров в восточной части острова Гиппсленд штата Виктория в конце декабря. В то же время, по информации CNN, полиция штата Новый Южный Уэльс обвинила не менее 24 человек в умышленном начале лесных пожаров и с ноября подала в суд на 183 человека за преступления, связанные с пожарами. В начале 2020 года австралийские общественные организации стали получать пожертвования со всего мира: от обычных людей, до звезд и политиков. Число жертв к тому моменту уже возросло до 17 человек, в то время как десятки людей пропали без вести. В новому году, в следствие пожаров, сильно ухудшилось и качество воздуха, что также повлияло на здоровье и безопасность австралийцев. Например, 2 января, в столице Австралии Канберре, уровень загрязнения воздуха в 26 раз превысил критическую отметку “опасно для жизни”. По данным австралийского онлайн-издания The Weekend Australian, впервые в истории страны до 3 тысяч военнослужащих запаса были призваны для борьбы с продолжающимися на востоке страны пожарами. К концу первой недели 2020 года стало известно, что по меньшей мере 24 человека погибли в результате пожаров. Огнем были охвачены значительные территории на юго-востоке континента в штатах Новый Южный Уэльс и Виктория, несколько регионов на южном побережье закрыты для туристов, а их жители получили предписание о срочной эвакуации. В результате пожаров было уничтожено около 6 млн га леса, около 2 тыс. жилых домов и около 3 тыс. административных и хозяйственных зданий, а в столичной Канберре качество воздуха оценили, как худшее в мире.  https://www.unn.com.ua/ru/news/1849162-pozhezhi-v-avstraliyi-naslidki-ta-visnovki

Россия

Леса в Сибири (а также в Австралии, Калифорнии, на Аляске, в Канаде, в Амазонии и т. д. ) горят каждый год. В этих регионах они горят на гигантских площадях — в России, например, ежегодно огонь проходит от 1,5 до 13 млн га лесов, в среднем от пожаров гибнет 2,8 млн га лесов в год. Однако внимание медиа и общественности гибко подходит к проблеме. Рекордным по площади погибших лесов был совсем не запомнившийся многим 2010 год, когда сгорело  около 1,5 млн га (это примерно 15 территорий Москвы в пределах МКАД), а 2012 год — тогда в Сибири от пожаров погибло более 6,5 млн га.  В 2010 году пожары бушевали в Центральной России, на несколько недель Москву заволокло плотным дымом. Проблема лесных пожаров мгновенно стала актуальной для миллионов людей, все федеральные СМИ, редакции которых тоже оказались в том дыму, писали о катастрофических лесных пожарах. Последовали важные управленческие решения — МЧС, органы управления лесами и муниципальные власти более-менее разобрались между собой, кто отвечает за тушение различных категорий земель. Однако в 2012 году сгорело в пять раз больше лесов, но далеко от Москвы — там, где огромные лесные пожары стали привычным явлением. Летом запах дыма — «фирменный аромат» Якутска, Иркутска, Красноярска и других больших городов Сибири, и соответственно не было освещено СМИ Российской федерации. Новую волну пристального внимания к сибирским пожарам вызвал пост Леонардо Ди Каприо, после которого многие российские звезды тоже стали высказываться о пожарах. Потом дым рассеялся, и в соцсетях сразу же забыли о пожарах, тема ушла из повестки СМИ.

Если нужен пример того, как работает «постправда» в отношении проблем лесного сектора, то можно сравнить официальную статистику по площади погибших от пожаров лесов с объективной реальностью. Статистика формируется бюрократическим путем — по отчетам региональных органов управления лесами. Проверить ее в данном случае легко — погибшие от пожаров лесные насаждения хорошо видны на космических снимках. Так вот, по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году» в стране от пожаров погибло 73 000 га, между тем, по данным РАН, основанным на космических снимках, в 2018 году погибло 4,18 млн га. Разница более чем в 50 раз.

США (Калифорния).

Массовые стихийные пожары в Калифорнии происходят с удручающим постоянством. Их причиной называют частые засухи, очень высокую температуру летом и осенью и сильные сезонные ветры, способствующие распространению огня на десятки километров. Каждый раз гибнут и пропадают без вести люди, разрушаются тысячи зданий, а порой выгорают целые поселения, как это случилось в 2018 году с городом Парадайз. Эта ситуация приобрела уже масштабы национальной катастрофы. И несмотря на огромные средства, которые выделяются правительством из фонда по чрезвычайным ситуациям, предотвратить подобные пожары пока не удается. Сезон пожаров – это конец лета и осень, время самых сильных ветров, скорость которых порой превышает 100 км в час. Влажность воздуха в это время снижается до 30-40%. Трава и кустарники, высохшие за лето, вспыхивают буквально от одной искры. Сильный ветер постоянно меняет направление, и его мощные порывы не позволяют пожарным приблизиться на нужное для эффективного тушения расстояние. К тому же, практика тушения пожаров, сложившаяся за многие десятилетия, признается теперь ошибочной. Долгое время считалось, что необходимо тушить любой пожар, что привело к накоплению в лесах огромного количества сухих веток и стволов упавших деревьев, которые служат топливом для масштабного пожара, поскольку древесина в сухом калифорнийском климате не перегнивает. И раз в несколько лет происходит пожар катастрофических масштабов, “питающийся” как раз тем, чему пожарные не дали тихо сгореть в предыдущие годы. https://rubic.us/pozhary-v-kalifornii-prichiny-evakuatsiya-zhizn-bez-elektrichestva-i-chastnye-pozharnye-brigady
Согласно новому исследованию, из-за климатических изменений осень в Калифорнии стала жаркой и сухой, похожей на лето, что увеличивает риск возникновения продолжительных и опасных сезонов лесных пожаров. С начала 1980-х годов в Калифорнии более чем вдвое увеличилось количество осенних дней с экстремальными погодными условиями. Количество осадков в течение сезона уменьшилось примерно на 30%, а средняя температура увеличилась примерно на 1°С. Наиболее выраженное потепление произошло в конце лета и начале осени, вследствие чего засушливые условия в лесах и лугах теперь совпадают с сильными сухими ветрами Диабло и Санта-Ана. В последние годы эти условия стали причиной крупных, быстро распространяющихся лесных пожаров по всей Калифорнии. Два самых разрушительных лесных пожара произошли в течение 2017 и 2018 годов, в результате чего погибли более 150 человек и был причинен ущерб на сумму более 50 миллиардов долларов. Исследования по развитию катастрофических последствий для пожаров в Калифорнии, в связи с климатическими изменениями: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1748-9326/ab83a7.

Таким образом, мы видим, что развитие ситуации в других странах с пожарной безопасностью, также зависит от несбалансированных процессов управления территориями, лично у меня возникает вопрос о необходимости стремиться к тому, что приносит непосредственный вред экономике и формирует угрозу жизнедеятельности граждан.

В прошлом веке была разработана и принята научная концепция, с массой подтвержденных научных работ, с общемировой практикой, о том, что леса являются саморазвивающимися системами полного цикла, способные на самовосстановление и самовоспроизводство. Но есть одно, «но»: необходимо учесть, что природа единая система жизнедеятельности, со всеми изменениями, в том числе с участием человека. Без понимания баланса отношений системы жизнедеятельности человека и системы существования природы, невозможно выстаивать долгосрочною стратегию существования и развития государства. С середины 20 века, в условиях развития «псевдодемократического» общества существующего на деньги «доноров», сложилась ситуация, когда государственные системы управления, фактически начали исполнять роль, лоббистов тех или иных изменений. Кроме того, необходимо отметить, поголовное «устаревание» элиты, в том числе научной, когда научные идеи, отстают от изменяющейся среды обитания человека. Некоторыми из реальных критериев жизнедеятельности системы управления можно рассматривать: комплексную безопасность жизни гражданина государства и эффективность системы государственного управления и регулирования в снижении рисков для жизни человека. В Украине на сегодняшний день, нет ни одной решенной комплексной проблемы. Внедрение частных случаев комплексных систем, только для удовлетворения потребностей отдельных отраслей, зависящих от финансово управленческих элит, как внутренних, так и внешних, привели полный дисбаланс системы. Одной из рисковых ситуаций, стала ситуация сложившееся в системе экологической безопасности. Пожары, охватившие сегодня Украину, являются одним из ярчайших примеров отсутствия стратегического планирования и контроля, отсутствие профессионализма и комплексного понимания проблем государства, и самое главное обеспечение безопасности жизнедеятельности отдельно взятого гражданина.

Остановимся на одном из факторов, который непосредственно формирует проблему пожаров, особенно если это касается объектов Природно-Заповедного Фонда. Так, Кабинет Министров Украины принял новую редакцию Санитарных правил в лесах Украины. Соответствующее постановление было принято на заседании КМУ 26 октября 2016 год. Документ жестко регламентирует проведение санитарных рубок, а их действие будет распространяться на всех лесопользователей (сегодня Гослесагентству подчинено 73% лесов, а 27% – другим постоянным лесопользователям, таким как Минприроды, Минобороны, областным советам и другим). Сплошные санитарные рубки запрещаются в различных видах заповедников, заказниках и национальных парках, вокруг мест гнездования редких и находящихся под угрозой исчезновения хищных и других птиц. Запрещается вырубка дуплистых, сухостойных, деревьев для обеспечения представителей фауны естественным укрытием. В других категориях лесов ограничено проведение сплошных санитарных рубок исключительно моментами крайней необходимости с обязательным восстановлением лесов на этих вырубках. Впервые вводится возможность общественного контроля – планирование, обоснование и объемы санрубок будут публиковаться на сайтах лесхозов и облуправлений. Кроме того, будет расширен состав специальной комиссии, которая определяет целесообразность назначения сплошной санитарной рубки, – к ней приобщаются представители органов местного самоуправления. Новая редакция также четко регламентирует выборочные санитарные рубки. В частности, будет проводиться нумерация деревьев, подлежащих вырубке; будет составляться нумерационная ведомость с указанием породы, категории технической пригодности древесины и основания для отбора их в рубку; деревья с дуплами будут оставлять с целью обеспечения лесной фауны естественным укрытием; будут сохраняться отдельные поваленные сухостойные деревья, служащие средой обитания и защиты других объектов живой природы; на территориях природно-заповедного фонда (кроме хвойных молодняков за пределами природных заповедников, заповедных зон и заповедных урочищ) будет оставаться неликвидная древесина объемом не менее 30 куб.м. на гектар. https://jurliga.ligazakon.net/news/152093_utverzhdeny-novye-pravila-sanitarnykh-rubok. В новых Санитарных правилах усовершенствован механизм назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, предусмотрено ограничение, а на отдельных участках леса природно-заповедного фонда и вокруг мест гнездования редких хищных птиц – полный запрет проведения санитарных рубок, введены более жесткие критерии относительно принципов лесохозяйствования, которые соответствуют требованиям Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Особенно смешно смотреть, когда подобные «санитарные нормативы», двумя воющими странами принимаются в унисон, при чем нанося значительный ущерб не только экономике, но просто экологической безопасности граждан. https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=4865 Учитывая, общее наследие, прежде всего правого поля, необходимо задуматься, почему абсолютно разная идеологическая система приводит к одинаковому результату, в интересах «иностранных партнеров», кстати это касается не только нормативов лесного хозяйства, но и «пенсионной реформы», реформы здравоохранения.

Лоббирование запрета санитарных рубок, полностью попадает в концепцию абсолютной заповедности, которая набирает все больше сторонников в Европе, и так «мило» проповедуется в том числе Греттой Туннберг и ее поклонниками. Она (концепция) предполагает не только полное запрещение хозяйственного использования охраняемой природной территории (прежде всего заповедника), но в идеале и прямого вмешательства человека в природные процессы. Это необходимо для проведения там долговременных научных исследований и для защиты права дикой природы на свободу и существование. Абсолютная заповедность – это идеальный режим полной неприкосновенности, направленный на поддержание естественных спонтанных природных процессов и явлений в дикой природе заповедника, проявления ее свободной воли. Очень часто экологи, научные сотрудники и активисты прикрываются международными документами и Красной книгой, однако все чаще у народов возникает вопрос, почему попадая в Красную книгу, исчезающий вид не восстанавливается, а либо держится в границах исчезновения, либо исчезает. Единичные случаи восстановления популяций, только подтверждают правило, и как практика напрямую зависят от появления частного благотворителя, который по внутренним убеждениям, решил помочь именно этому виду флоры и фауны. А ларчик открывается совсем просто. Если Вы внесли в Красную книгу какой-либо вид, да еще и занимаетесь его «сохранением» у вас достаточно высокий уровень дохода от международных доноров, позволяющий безбедно жить. При чем, например, посчитать перелетных птиц в Украине стоит порядка 6 млн долларов в год, тогда как, для обеспечения жильем переселенцев, Германия выделила помощи, аж 25 млн. а наше доблестное правительство три года ратифицировало меморандум. Хотелось бы обратить внимание, что последствия необдуманных принятий решений, неоднократно звучали с уст непосредственно сотрудников лесного хозяйства, которые каждый день сталкиваются с последствиями, «унормирования» нас в «донорские законопроекты», даю ссылку специально на обыкновенную районную газету, в которой просто, но понятно описывается возможность будущих событий, в связи с принятием ряда «санитарных» изменений http://www.shans.com.ua/?m=inews&nid=28185, фактически еще два года назад было понятно, что запрет на ведения именно санитарных рубок, в связи с изменениями климата, приведет к возникновению пожаров на всей территории Украины, что и произошло в 20202 году. А теперь возникает вопрос, какова величина ущерба непосредственно, от внедрения Закона, и кто конкретно будет отвечать. Даю гарантию, что стрелочниками станут сотрудники Лесхозов и организаций ПЗФ, крестьяне живущие в пределах леса, ну и наш любимый конек: диверсанты Москвы. Тяжело сегодня определить всех «создателей», таких норм, разве кроме тех, кто сам себя причисляет к авторам и париться на этом. К авторам можно отнести, экологов-защитников: В. Борейко (Киевский эколого-культурный центр), Т.Тимочко (Всеукраинская экологическая лига), М. Томахин (Минприроды), А. Листопад (ЭкоПраво-Киев). Было бы не корректно, говорить, что вся их деятельность приносит вред, в большей степени они приносят значительную пользу, но здесь опять возникает вопрос в балансе. На данный момент в сравнении эффекта от их деятельности. Принятые санитарные нормы, не решают вопрос за контролем вырубок леса (что подтверждается статистикой пересечения леса через границу), но создает условия формирования рисков, как человеческой жизни, так и экономической безопасности государства, и сохранению природного ресурса.

Вообще, если исходить из логических умопостроений «экологических террористов» (кстати во многих европейских странах и в США, вполне криминализированная статья, за которую дают не маленькие тюремные сроки или очень высокие штрафы), то нужно дать природе развиваться самостоятельно, и в принципе не тушить пожары. Но это все экологами «проповедуется», ровно до момента, пока пожар не несет угрозы их жизни или имуществу.

Заповедная зона – самая главная зона в европейских, американских, канадских, индийских, африканских и других национальных  парках. МСОП рекомендует  иметь ее  площадь не менее 75 % от всей площади парка.  В США и Канаде, Перу, Бразилии,  многих африканских странах  заповедная зона национальных  парков составляет около 90%, в Индии, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Испании – 100%, в Германии и Австрии принято решении о доведении ее в парках до 75 %, в Чехии-до 50 %, в Румынии заповедная зона составляет 50 %, однако это не мешает принятию управленческих решений необходимых для обеспечения безопасности жизни человека и сохранения лесов. Недавний пример Германии, когда короед вынудил правительство на массовую рубку, что в свою очередь, обесценило хвойную древесину и повлияло на наш рынок.

Климатические изменения, привели к изменению природных зон. Киев фактически на сегодня уже относиться не к лесостепной зоне, а к степной, что соответственно ставит под угрозу существование существующих природных объектов. Потепление и обезвоживание формирует новые возможности для возникновения пожаров, а санитарные правила не только влияют на превентивные меры, но и напрямую создают условия для невозможности погашения очагов, меньшими затратами. Отсутствие возможности санитарновырубки, ставит под вопрос возможность подъезда к очагам пожара как лесоохранным структурам, так и ГСЧС. Неоднократно в Украине научными работниками и практиками лесничеств поднимался вопрос, об опасности несущей монолесами, особенно сосновыми. 12.06.2019 года в Киеве, состоялась научная конференция «Сосновые леса: современное состояние, существующие проблемы и пути их решений». Конференция практически прошла под девизом законодательные ограничения (санитарные правила) в Украине блокируют борьбу з «биологическими пожарами». За последние годы по всей территории Украины наблюдается массовое усыхание большинства лесообразующих пород (ели, ясеня, дуба, граба, березы), но наибольшее беспокойство вызывает состояние сосновых насаждений, где повреждения ослабленных лесов стволовыми вредителями, в основном сосновыми короедами, получили катастрофических масштабов. По состоянию на 01.01.2019 общая площадь усыхания лесов составляла более 413 тыс. Га, из них насаждений сосны обыкновенной – 222 тыс. Га, ели европейской – 27 тыс. Га, дуба обыкновенного – 100 тыс. Га и других насаждений – 64 тыс. гектар . Таким образом, массовое повреждение сосновых лесов стволовыми вредителями, в частности верховым и шестизубим короедами, продолжает распространяться на территории страны. Ситуация массового распространения очагов короедов становится катастрофической также для большинства стран Европы. За последнее десятилетие усыхание сосны вследствие повреждения верховым короедом зарегистрированы в Белоруссии, Польше, Италии, Германии и даже в скандинавских странах – Финляндии и Швеции. Согласно официальным отчетам и научными публикациями европейских ученых, распространение очагов стволовых вредителей является прямым следствием негативного влияния изменений климата. Стволовые вредители хвойных насаждений быстро заняли доминирующую позицию, составляя в 2018 году 23% площадей всех очагов вредителей и увеличив площадь своих ячеек за 4 года в 7,7 раз. Таким образом отсутствие инструментария борьбы с вредителем особенно на территориях ПЗФ ставит под угрозу увеличения массовых пожаров. Необходимо отметить, что Лесагенство Украины, при поддержки научных институций Украины, в том числе НАН, неоднократно обращался в к Кабинету министров, для принятия сбалансированных изменений в санитарные правила, однако примут ли их, если санитарные правила 2016 года лоббировались иностранными партнерами и организациями, получающими финансирование из-за границы. Результат последствий очень ярко освещает вот этот крик души Донецкого региона, где леса все являются искусственными формированиями. http://uriffm.org.ua/content/chym-nam-zagrozhuye-zaborona-vsih-vydiv-rubok-u-zapovidnyh-urochyshchah

*Поскольку управленческие решения принимаются не на основе научной информации, а на основе благостных отчетов чиновников, которые боятся расстроить свое начальство, финансирование на профилактику и борьбу с лесными пожарами практически не увеличивается. По мнению специалистов, лесное хозяйство в целом недофинансируется в десятки раз. (*Советую обратить внимание, идентичность процессов принятия решений на постсоветском пространстве, где власть перестала быть смыслом управления, а стала смыслом обогащения).

Для понимания проблемы экологической безопасности необходимо рассматривать только комплексные механизмы. Изменение Санитарных правил, только маленький аспект общей проблемы, отсутствующей системы государственной власти, и полного подчинения сиюминутным интересам будь кого, кто больше приложит финансовых ресурсов. Для противопожарной экологической безопасности, необходимо рассмотреть и вопросы финансирования природных объектов, систему управления и контроля, особенно в разрезе функций и полномочий отсутствующей (реально) государственной экологической инспекции и вопросы превентивных мер, привлечение бизнеса, использования опыта АТО (прежде всего технических наработок мониторинга и контроля) и т.д. На сегодня в разрезе функционирования объектов ПЗФ и Лесной отрасли необходимо срочно предпринимать:

Выводы:

  1. Установить правовой баланс между активистами, чиновниками, и непосредственно гражданами Украины. Государственные органы должны в полной мере контролировать результаты жизнедеятельности человека. Необходимо принять Закон Украины «Про лоббизм», в котором должна быть предусмотрена ответственность за результат действия того или иного правового акта, ответственность всех участников подготовки законопроекта, в том числе общественных организаций.
  2. Министерству энергетики и окружающей среды, создать инициативную группу для разработки и согласования новой сбалансированной нормативно-правовой базы с внесением последующих изменений в нормативно-правовые акты.
  3. Необходимо окончательное формирование аудиторской палаты, с функциями финансовой разведки, которая будет иметь право проверки всех юридических и физических лиц, получающих донорскую или благотворительную помощь, на предмет целевого использования помощи, эффективности от деятельности, проверка на нанесение ущерба государству и гражданам и право самостоятельно быть субъектом судебных разбирательств, без привлечения прокуратуры.
  4.  Кабинету министров Украину принять распоряжение по проведению всесторонней оценки распоряжения КМУ 26 октября 2016 год «Санитарные правила», и влияния его на социально-экономическую ситуацию, и безопасность жизнедеятельности.
  5. Департаменту ПЗФ Министерства экономики и защиты окружающей среды организовать постояннодействующую комиссию по определению необходимости проведения санитарных вырубок, в том числе в связи с изменением климатической зональности, с условием включения в комиссию представителя аудиторской палаты, государственной экологической инспекции, органов ГСЧС, правоохранительных органов, представителей организаций ПЗФ и органов местного самоуправления.
  6. В зависимости от состояния и зональности изменить режим тишины, или определить полные критерии применения, с учетом возможных мероприятий по снижению рисков.
  7. В зависимости от состояния и зональности, разработать и внедрить комплексные мероприятий по предотвращению пожаров, с обязательным включением в бюджетное финансирование.
  8. Сформировать образовательно-разъяснительную программу, для разъяснения активистам и граждан Украины, глубину комплексного стратегического подхода, который включает все стороны, а не отдельные вопросы жизнедеятельности.

Литература

https://undicz.dsns.gov.ua/ua/STATISTIKA-POZHEZH.html

Порядок спеціального використання лісових ресурсів, затверджено Кабміном України 23.05.2007 № 761.

Правила поліпшення якісного складу лісів, затверджено Кабміном України 12.05.2007 № 724.

Санітарні правила в лісах України, затверджено Кабміном України 27.07.1995 № 555.

Про внесення змін до постанов Кабінету Міністрів України від 27 липня 1995 р.№ 555 та від 12 травня 2007 р. № 724, затверджено Кабміном України 23.03.2016 № 213.

Лісовий кодекс України.

Закон України «Про природно-заповідний фонд України».

Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони біорізноманіття від 09.04.2015 р. № 323-VIII.

Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).

Борейко В.Е., 2015, Санитарные рубки в объектах ПЗФ Украины. Объемы, экологический вред, нарушение природоохранного законодательства. Аналитический отчет, Гуманитарный экологический журнал, № 4, стр. 1-32.

 Закон України «Про тваринний світ».

Американские ученые предложили оставлять ветровалы «на произвол судьбы» 2014 // Гуманитарный экологический журнал. — В. 4. — С.15-16.

Андреев А., 2004. Что такое санитарные рубки и что делать с лесным биоразнообразием? // Лесной бюллетень. — № 1. — С. 11-13.

Борейко В.Е., 2015. Сравнительный анализ рубок леса, а также осуществления в целом заповедного и охранного режима в польских, российских и украинских национальных природных парках, заповедниках и других объектах ПЗФ // Гуманитарный экологический журнал. — № 2. — С. 1-4.

Борейко В.Е., Бриних В.А., Парникоза И.Ю., 2015. Заповедность (пассивная охрана природы). Теория и практика. — К.: КЭКЦ. — 112 с.

Борейко В.Е., Парникоза И.Ю., 2015. Индикаторы эффективности и результативности охраны видов и их мест обитания в объектах ПЗФ // Гуманитарный экологический журнал. — № 2. — С. 8.

Борейко В.Е, 2015. Последние островки свободы. История украинских заповедников и заповедности (пассивной охраны природы), (10 век-2015 г.). — К.: КЭКЦ. — 240 с.

Бумар Г.Й., 2005. Аналіз сучасного стану природних екосистем Поліського заповідника та деякі рекомендації щодо їх охорони та збереження // Вісник національного універститету водного господарства та природокористування. — В. 3. — С. 11-18.

Бутовский Р.О., Еремина О.Ю., 1993. Возможности охраны диких пчелиных в заповедниках степной зоны // В кн. Энтомологические исследования в заповедниках степной зоны. — Харьков. — С. 9-10.

Василюк О., 2011. Лісове господарство і охорона біорізноманіття в Україні // Екологія, право, людина. — № 11-12. — С. 64-67.

Висновок експертної комісії щодо впливу санітарних рубок на територіях природних заповідників та інших об’єктах охоронного статусу, 2015 // Гуманитарный экологический журнал. — № 2. — С. 10-12.

Витер С., 2012. Хищные птицы и лесное хозяйство в Украине. — www.slobnature.in/sndex.php?opion=com_content&view=2:2012-11-24-16-57-09&catid=1:2

Зелинская Л.М., 1984. Влияние некоторых антропогенных факторов на энтомофауну Черноморского заповедника // В кн. Проблемы охраны генофонда и управление экосистемами заповедной степной и пустынной зон. — М.: АН СССР. — С. 117-122.

IBA території України, 1999. — К.: УТОП. — 324 с.

Корнеева Т.М., 1986. О влиянии рубок ухода на лесные биогеоценозы //

В кн. Проблемы охраны генофонда и управление екосистемами в заповедниках лесной зоны. — М. — С. 32-33.

Листопад О., 2013, У заповідниках не рубати // Урядовий курьер. — 19 жовтня.

Мертва деревина. — Живі ліси, 2004. — WWF-report. — жовтень. — 16 с.

Мешкова В.Л. Целесообразность и сроки проведения санитарных мероприятий в лесах с учетом сроков сезонного развития насекомых и особенностей микроклимата. — http://www.lesovod.org.ua/node/8280

Мєшкова В.Л., 2011. Динамика санітарного стану дубових деревостанів у лівобережному лісостепу України після проведення лісогосподарських заходів // Лісовий журнал. — № 1. — С. 28-32.

Мєшкова В.Л., 2012. Наукові й виробничі проблеми захисту лісу. — http://www.uriffm.org.ua/files/meshkova_nubip_el12_2.pdf

Насимович А.А., 1979. Основные подходы к управлению экосистемами в заповедниках // В кн. Опыт работы и задачи заповедников СССР. — М: Наука. — С. 106-113.

Парникоза И.Ю., Бриних В.А., Борейко В.Е., 2014. О создании эффективного механизма выдачи разрешений на проведение регуляционных мероприятий в природных заповедниках // Гуманитарный экологический журнал. — В. 3. — С. 10-13.

Попков М., 2011. Рубки лісу в Україні: практика, теорія, проблеми // Екологія, право, людина. — № 11-12. — С. 67-72.

Проект організації території національного природного парку «Деснянсько-Старогутський», охорони, відтворення та раціонального вікористання його природних комплексів та обьектів, 2012. — К. — 512 с.

Сілічьов О.С., Бурковський О.П., 2014. Проблема санітарних рубок у заповідниках України // Екологічний вісник. — В. 4. — С. 23-24.

Скільський І.В., Мелещук Л.І., Тащук М.В., 2010. Сучасний стан популяції бурого ведмедя ( Ursus arctos) в Буковинських Карпатах,

Проблеми вивчення й охорони тваринного світу у природних і антропогенних екосистемах. — Чернівці: ДрукАрт. — С. 195-205.

Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д., 1997. Экология заповедных территорий. — М.: Янус-К.

Ставровский Д.Д., Натаров В.М., Ставровская Л.А. Изменение экологических условий на сплошных вырубках в северной части Белоруссии //Заповедники Белоруссии. — Минск: Ураджай, 1991. — Вып. 15. — с. 87-96.

Станкевич-Волосянчук О.І., 2010. Роль мертвої деревени у збереженні біорізноманіття у лісах // В кн. Основні причини заліснення та деградації лісів в Україні. — Матеріали конференції. — Львів—Косів. — С. 135-139.

Стельмах С.М., 2015. Проблеми забезпечення охоронного режиму заповідної зони Яворівського національного природного парку в аспекті збереження тваринного світу // В кн. Прагматичні аспекти діяльності національних природних парків у контексті збалансованого розвитку. — Матеріали міжнародної конференції. — Чернівці: «Друк-Арт». — С. 268-271.

Сухомлинова В.В., 2009. Биоценотические острова в условиях темнохвойного-широколиственного леса и их роль в пирогенной динамике // В кн. Ритмы и катастрофы в растительном покрове. Опустынивание в Даурии. — Владивосток. — С. 200-208.

Таращук В.И., 1985. Зависимость численности некоторых видов земноводных Карпат от особенностей технологии лесоводства // В кн. Вопросы герпетологии. — 6 Всесоюзная герпетологическая конференция. — Ташкент. — С. 204-205.

Федонюк О.В., 2007. Вплив рубок лісу на стан популяції земноводних та плазунів // Вісник Прикарпатського національного університету. — В. 7. — С. 154-155.

Федонюк О.В., 2008. Земноводні та плазуни в лісах Львівщини. — Л. — Автореферат кандидатской диссертации.

Формозов А.Н., 1937. Об освоении фауны наземних позвоночных и вопросы ее реконструкции. Ч. 1. Изменение фауны человеком // Зоологический журнал. — В. 3. — С. 407-442.

Хански И., 2010. Ускользающий мир: экологические последствия утраты местообитаний. — М.:

Чернявський М., Іжик Г., 2014. Відмерла деревина у букових пралісах як комплекс мікросередовищ існування грибів // Вісник Львівського університету. — Сер. геогр. — В. 45. — С. 144-149.

Якушенко И.К., Деменчук Е.И. Изменение фитоклимата и основных эдафических показателей в дубраве грабово-кисличной под влиянием рубки ухода // Заповедники Беларуссии. — Минск: Ураджай, 1981. — Вып. 5. — С. 53-59.

Источник: uttank.com

Поделиться

Новости

14 августа 2020

С разметкой движения, уроками на улице и без звонка: как будут учиться школьники с 1 сентября?

13 августа 2020

Как безопасно сходить в ресторан на карантине?

В Ровенской области изъяли 200 кг янтаря на $2 млн

СБУ задержала участников кибергруппировки

Врач-инфекционист: ни мы, ни наши учителя не сталкивались с такой пандемией, как сейчас

Минобразования опубликовало исследование о состоянии науки в Украине

Экс-нардеп Ильенко будет баллотироваться в мэры Киева

12 августа 2020

В августе украинцы получат трехдневный уик-энд

В Киеве из-за съемок фильма Netflix будут перекрывать движение

В июле в Украине зарегистрировали 1530 случаев туберкулеза, – ЦОЗ

Экс-нардеп Береза решил баллотироваться в мэры Киева

Украинские артисты объединились в профсоюз

11 августа 2020

В Киеве на миллионной взятке задержали представителя Госрезерва

В Украине пытались передать гостайну в конфетах

В Украине за последний месяц зафиксировали более 1,3 тысячи случаев ВИЧ

Шоумен Притула баллотируется в мэры Киева

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ