“И пох@й, что будет потом… Какой бюджет-2020 утвердила Верховная Рада”, – Сергей Лямец

Публикации
“И пох@й, что будет потом… Какой бюджет-2020 утвердила Верховная Рада”, – Сергей Лямец

Автор: Сергей Лямец, блогер, проект Politicus Vulgaris


Мне было очень интересно узнать, за что уволили министра финансов Игоря Уманского – самого толкового и опытного человека в правительстве Дениса Шмыгаля.

В моих глазах эти двое – несравнимые величины. Уманский зарекомендовал себе еще во времена кризиса 2009 года как совершенно ДРУГОЙ чиновник. Он представитель почти исчезнувшей школы государственных людей, которые сначала делают то, что нужно, а потом то, что интересно. Тот факт, что он единственный в правительстве Тимошенко осмеливался идти против ее воли, о многом говорит. С Тимошенко на эфирах никто не может справиться, не говоря уже о ежедневной работе на протяжении месяцев. В этом смысле Шмыгаль – вообще другой человек. Легко меняет свои мнения, мимикрирует и перекрашивается. Классический конъюнктурщик. Наверное, неплохой человек, но как государственный человек – типичный паркетный генерал, ни разу не бывавший на войне. Зато наверняка мечтающий построить дачу на Кап Ферра. Когда он выдавил Уманского и посадил ручного министра финансов, я в принципе не удивился.

Многочисленные версии о причинах увольнения экс-министра гуляли буквально со старта. Например, в своем знаковом интервью после увольнения сам Уманский дал понять, что виной всему – теневая схема объемом 60 млрд грн в год. Судя по тому, что Шмыгаль до сих пор ни слова не проронил об этой схеме, а налоговики провели медиа-кампанию по дискредитации Уманского, – очень даже может быть.

https://lb.ua/economics/2020/04/02/454302_igor_umanskiy_ot_skrutok_nds.html

Звучала также версия, что Уманского “слил” президент Владимир Зеленский. То ли потому, что ему позвонили из МВФ, а он не смог отказать. То ли потому, что президент находится под влиянием… уж не знаю кого. То ли потому, что министр финансов неразумно посягнул на святая святых – “Укравтодор”. Если вы не в курсе, то на проект “Большая стройка” в 2020 году потратят 71,9 млрд грн.

https://news.infocar.ua/v_gosbyudjete-2020_zalojeno_72_mlrd_grn_na_stroitelstvo_dorog_135498.html

В том числе, огромный дорожные подряды в Украине планируют получить компании, которые имеют хорошие дружеские отношения с Зеленским. Поэтому проект лоббирует президент лично. Видимо, и карает за посягательство на этот фонд тоже лично.

https://censor.net.ua/news/3184684/pravitelstvo_sokratit_rashody_na_stroitelstvo_dorog_nesmotrya_na_prizyv_zelenskogo_smi

Вот и докажите после этого, что окружение Владимира Александровича не получает откат с дорог. Если хотите больше узнать на тему того, читайте Юрия Николова. От него же вы узнаете, как умело убирают ненужных конкурентов в тендерах на строительство дорог.

Сегодня опять про цинизм, не обессудьте. Кубраков на днях заявил, мол, #УКРАВтодор настолько открытый, что на его…

Gepostet von Юрий Николов am Montag, 13. April 2020

Что касается других версий, мне лично очень близка высказанная экономистом Алексеем Кущом. Версия проста: Украина готовилась справляться с кризисом самостоятельно, и Уманский был нужнее воды в пустыне. Но тут пришел позитивный сигнал от МВФ, и теперь министра “слили” за ненадобностью и по настоянию наших западных партнеров.

https://enovosty.com/ekonomika/full/1304-aleksej-kushh-u-vlasti-budet-dva-varianta-ili-vkluchit-pechatniy-stanok-ili-zamorozit-bankovskie-vkladi?fbclid=IwAR3B8YeULk1q9l31w3SS7pjWL4x5O1ZgVLI0dZ_Nwe1PoVw3bZs1UyKFmDM

Но единственно верный ответ на вопрос об увольнении Уманского, конечно же, давал закон о бюджете-2020, который проведет через парламент премьер Шмыгаль. Политика – это концентрированные деньги. Деньги – это прежде всего бюджет и Нацбанк. Поэтому я готовился сравнивать два варианта бюджета: бюджет Уманского и бюджет Шмыгаля.

Заметьте, я не говорю “бюджет Марченко”, потому что нет такого самостоятельного министра. Министр финансов Сергей Марченко – это продолжение премьера. В правительстве Шмыгаля почти не осталось ни одного независимого министра. Разве что Арсен Аваков, Алексей Резников, Алексей Чернышов и Михаил Федоров имеют более-менее автономное мышление. Все остальные – это кадровый планктон или хитрые хамелеоны, которые рассчитывают тихо напилить и потом так же тихо отчалить. Людей с государственным мышлением среди них нет. Это просто нужно признать. К сожалению, так кому-то выгодно.

И вот, вчера Верховная Рада приняла изменения Шмыгаля в бюджет.

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=68570

Пришло время сравнивать.

Думаю, никто из нас еще не осознал, что же произошло в зале парламента. А произошло там торжество парламентской республики, без президента. Страной правит правительство, договаривающееся с Верховной Радой. Президент никак особенно не мешает междубойчику во время эпидемии. Не об этом ли мы мечтали?

——————————————

ПЯТЬ ОТЛИЧИЙ БЮДЖЕТА УМАНСКОГО И БЮДЖЕТА ШМЫГАЛЯ

——————————————

Эти два документа почти близнецы. Но в них есть несколько важных отличий, которые объясняют все.

Пожалуйста, обратите внимание! Я не сравниваю старый бюджет Оксаны Маркаровой и новый бюджет Шмыгаля. Я сравниваю два вариант изменений к бюджету Маркаровой. Первый вариант изменений разработал Игорь Уманский, исходя из полной задницы в экономике и госфинансах, которые надвигаются на Украину. Экс-министр пользовался мандатом от президента, поэтому вел себя уверенно и регулярно оппонировал премьеру Шмыгалю. Но потом что-то изменилось, и Зеленский “слил” министра. Уманского мгновенно уволили большинством голосов Рады, назначив договороспособного Марченко. Итоговый бюджет уже подготовил Марченко под диктовку Шмыгаля.

Итак, вот основные отличия двух проектов:

Отличие первое. Уманский подавал пакет из трех документов, Шмыгаль подал один.

Уманский подавал: изменения в бюджет-2020, изменения в Бюджетный кодекс и закон о Стабилизационном фонде. Так было нужно для того, чтобы соблюсти все юридические тонкости. Например, Конституционный суд уже давно запретил ганебну практику, когда законом о бюджете вносят изменения в другие законы и кодексы. Поэтому у Уманского появились отдельные изменения в Бюджетный кодекс. А закон о Стабфонде нужен был для того, чтобы хоть как-то ограничить “ручной режим” распределения денег. А вручную планировалось распределять, на секунду, 120 миллиардов.

Шмыгаль сбил все в один закон. Это означает, что потенциально закон можно признать неконституционным и недействительным. Кроме того, теперь “ручной режим” абсолютно не урегулирован законом. Стабфонд Шмыгаль переименовал в Фонд борьбы с эпидемией COVID и бла-бла-бла. Это позволило похоронить закон “О Стабфонде”. Вместо закона, положение о распределении денег фонда теперь пишет Кабмин. Его не придется пропускать через Верховную Раду. Почувствуйте разницу))

Отличие второе. Манипуляция цифрами и долги-долги.

Казалось бы, ну какая разница? Упадет ВВП на 3,9% или на 4,8%? Инфляция составит 8,7% или 11,6? Также какая разница, что там прогнозируют по зарплате, безработице и курсу?

https://ukranews.com/news/694368-prognoz-kursa-grivny-i-inflyatsii-kabmin-obnarodoval-huzhe-chem-govoril-shmygal

На самом деле, эти цифры меняют все. Бюджет Шмыгаля должен был отличаться катастрофически. Но он – не отличается. Потому что ни премьер, ни Марченко не умеют верстать бюджет в такие короткие сроки. Поэтому поступили хитро. Показав пальцем на изменившиеся показатели инфляции, ВВП и всего прочего, правительство принялось перерисовывать ключевые цифры.

И вот, доходы общего фонда бюджета упали с 975 до 855 млрд грн. Минус 120 миллиардов! И это притом, что на Таможне продолжается засилье контрабанды, а в Налоговой – процветают схемы. Пох@й. А вот доходы спецфонда бюджета остались теми же – 120 млрд грн, потому что там “сидит” знаменитый “Укравтодор”.

Расходы увеличились с 1184 млрд до 1266 млрд грн. Расходы основного фонда выросли с 1052 до 1135 млрд грн. А вот расходы спецфонда остались теми же – 131 млрд грн, потому что там “сидит” знаменитый “Укравтодор”.

Дефицит – дырка между доходами и расходами – вырос с 96 в бюджете Уманского до 298 млрд грн в бюджете Шмыгаля. Девяносто шесть миллиардов – уже немало, но двести девяносто восемь… Вдумайтесь в эту цифру. 298 миллиардов!!!! Вы услышали, чтобы хоть кто-то из “слуг народа” возмутился? Пох@й! Никого не е@ет, что уже сейчас Украина перегружена долгами, а будет перегружена совсем. Чем это все отдавать?

Покрывать эту дыру собираются за счет долгов. Конечно, за счет долгов! А как еще? Предельный размер госдолга в законе увеличен с 2045 до 2387 млрд грн. И знаете, легко прошло. Стоило МВФ намекнуть, что он даст еще, как от умиления потекла тушь на глазах секретарши Зеленского. Еще бы, легкие деньги.

А ведь это еще не все. Дальше я расскажу о наполеоновских планах на предоставление госгарантий. А значит, это уже не долги, а долги-долги.

Отличие третье. Вместо общих 124 миллиардов – теперь есть “свои” 65 миллиардов.

Вместо Стабфонда в 124 миллиардов, теперь есть Фонд борьбы с эпидемией… объемом 65 млрд грн. Вроде бы, стало хуже. Но одновременно Шмыгалю стало лучше. Он изменил главное – порядок расходования денег из Фонда. В свою пользу, конечно.

При Уманском для того, чтобы потратить деньги из Стабфонда, нужно было соблюсти такой порядок:

– распорядитель денег пишет обоснование на Минфин

– Минфин проверяет и пишет прошение на Кабмин

– Кабмин голосует и отправляет в Раду

– Бюджетный комитет Рады или Согласительный совет одобряют или заворачивают проект.

Шмыгаль убрал первые два пункта. Теперь Кабмин подает предложение и голосует. Помните Людовика XIV? “Государство – это я”, – говаривал куртуазный монарх. Так вот, теперь Шмыгаль может заявить: “Стабфонд – это я”, со всеми 65 миллиардами. И будет прав. Потому что договориться с депутатами можно всегда. Куда сложнее было договориться с Уманским, который мог не пропустить “хотелки” на втором этапе, завернув инициативу министерства. А еще он мог завернуть все даже после того, как проект одобрит парламент – например, можно было просто не открывать ассигнование и не давать денег. А тут – свобода! На месте нардепов и президента Зеленского, я бы признал себя болванами.

А потом еще раз признал. Почему? Да потому, что в законе Шмыгаля осталась норма, что Кабмин может уменьшать любую программу и увеличивать Фонд борьбы с вирусом. А уже из этого фонда он может увеличивать иные программы, а еще – создавать новые. Например, на борьбу с тараканами или на поддержку тепловой электроэнергетики Ахметова. То есть, 65 миллиардов легко могут превратиться обратно в 124 и уплыть в неизвестном направлении. В истории эта норма называется “абсолютная монархия”, а не “премьер правового государства”. Из-за одной этой нормы все изменения в бюджет Радой вообще теряют смысл. А этих норм куда больше. И, что особенно отрадно, этого не заметил почти никто.

Отличие четвертое. Удовлетворены все “хотелки”.

Подробнее о “хотелках” я расскажу в следующем разделе. В общем ситуация такова. Создавая Стабфонд, Уманский жестко порезал все потенциально коррупционные статьи финансирования. Сэкономленные деньги он собрал в Стабфонд и прописал под него жесткое регулирование.

Тут же возбудились всевозможные просящие. Особенно злостным оказалось культурное лобби, которое требовало сохранить финансирование производства патриотических фильмов. Вот какие важные проекты нам обязательно нужно финансировать из бюджета в разгар кризиса:

– создавать аудиогиды на украинском в ведущих музеях мира

– разрабатывать украинские сувениры

– насыщать Википедию статьями об украинской культуре

– выпускать проекты об украинской культурной дипломатии (что зе фак из это?) и так далее.

Чувствуете всю важность сохранения глубинной и неповторимой украинской культуры?

https://lb.ua/culture/2020/03/31/454152_byudzhetne_obnulennya_ukrainska.html

В итоге, созрел фронт противников Уманского. И как только министра убрали, начался передел. Собственного опыта и знаний создать новый проект ни у кого не хватило. Но это и не было нужно. Шмыгаль, Марченко и нардепы взяли проект Уманского и принялись его препарировать. В итоге, Стабфонд уменьшили, зато в бюджет напихали разного рода “хотелок”. Получился продукт народного творчества. Напротив каждой “хотелки” можно писать имя и фамилию, если ставить такую цель.

Но по итогу, никому не было интересно. Знали ли СМИ, как читать новый документ? Нет. Знали ли депутаты, за что голосуют? Тоже нет. Приведу вам такой пример: в законе есть норма о том, что снимается ограничение на выпуск деривативов правительства. Ответьте, не подглядывая, о чем это? Уверен, что “слуги народа” даже не задавали такой вопрос. А ответ очень замысловат: этот пункт позволяет провести реструктуризацию варрантов имени Яресько. Уманский готовился провести такие переговоры. Шмыгаль, если будет хоть немного преследовать интересы Украины, а не собственные, тоже обязан. Но это я так считаю. Шмыгаль может быть иного, более правильного мнения.

Отличие пятое. Разный подход к гарантиям.

Это отличие очень тонкое. Шмыгаль перенес в новый бюджет нормы, которые моделировал Уманский. Эти нормы касались помощи экономике. Посвящаю теме особый раздел.

——————————————

ДЕРИБАН И ЭМИССИЯ

——————————————

Штаты потратили на поддержку экономики $2 трлн долларов. Япония – $1,5 трлн. Германия – порядка $1 трлн. Италия – $374 млрд. G20 вольет в мировую экономику еще $5 трлн. Ну и так далее. Кроме того, разные страны практикуют налоговые каникулы, выплаты лично людям и прочее.

Украина не потратит на поддержание экономики ничего. Бюджет Уманского предполагал часть денег направить на поддержку экономики. Бюджет Шмыгаля настолько раздулся от “хотелок”, что уже не предполагает денег на поддержку ни малого и среднего бизнеса, ни граждан Украины, оставшихся без работы. Зато в наследство от Уманского остался другой механизм – использование государственных гарантий.

Государственные гарантии могут выдаваться НЕОГРАНИЧЕННО! Для этого даже прописали изменения в Бюджетном кодексе. И еще одно: раньше можно было госгарантиями покрывать до 80% долга компаний Украины. А теперь – все 100%.

Чтобы обосновать это статью интересами общества, правительство предложило давать бизнесу кредиты на выплату зарплат под госгарантию! Вот цитата министра экономики Игоря Петрашко: “Підприємство потребує виплат на зарплату, оскільки підприємство не працює, відправлені працівники у відпустку, кафе не працює, швейні підприємства повністю не працюють. Вони завертаються, виходячи із фонду заробітної плати на 3 або 6 місяців, який в них був за попередні періоди, і звертаючись в банк, отримують під державні гарантії. Оскільки банки не будуть зараз кредитувати бізнес під будь-які програми, оскільки бізнес стоїть і вони скажуть “а де дохід”. Уряд надасть державну гарантію під такі кредити. І підприємство буде оплачувати 5% на такі кошти”, – пообіцяв він.

Основные деньги на программу даст Национальный банк. А вот проценты будет компенсировать правительство по программе удешевления кредитов. Вот как это будет выглядеть. НБУ даст рефинансирование госбанкам, а те станут выдавать кредиты бизнесу в размере от 3 до 6 месячных фонда оплаты труда. Заявки будут анализировать банки. Будут давать только под “белые” зарплаты. Обещают проверять тщательно и не разбазаривать.

https://finclub.net/ua/news/derzhavni-banki-gotuyutsya-otrimati-refinansuvannya-do-61-mlrd-grn.html

Теоретически, правительство нашло способ раздать людям деньги. Это похвально. Таков украинский вариант того, что делаю США, Япония и Европа.

Для этого используется механизм эмиссии. НБУ “напечатает” денег и даст их банкам. Правительство даст госгарантии. С одной стороны, это рискованно. Если заливать слишком много денег, это может привести к гиперинфляции образца 1990-х.

https://finclub.net/ua/news/pidpryiemtsi-otrymaiut-bezprotsentni-kredyty-i-pozyky-na-vyplatu-zarplaty.html?fbclid=IwAR3uPLLy9Dl1XvddOrSPKNuJuvpIJy4M676bBUjF7TrJnPKicKXdN7mhg6Q

С другой стороны, знаменитые американские QE (quantitative easings) – это тоже классическая эмиссия. И оказалось, что механизм в принципе безопасен, потому что использован правильно. Когда в 2007-2008 годах на финансовых рынках “выгорели” несколько триллионов долларов, ФРС влил в систему триллионы “свеженапечатанных” долларов. Они заполнили “черные дыры” – и все стало как было. То же самое может произойти сейчас в Украине. Если люди получат зарплаты “напечатанными” гривнами, это может не вызвать взрыва инфляции. Новые деньги просто заместят пустоты в кошельках украинцев, а в макроэкономическом смысле – не дадут произойти провалу в сегменте внутреннего потребления. Эти пустоты возникли потому, что деньги в экономике перестали циркулировать. Эти пустоты сами по себе очень опасны.

Итак, весь ответ в том, что деньгами нужно управлять правильно. Понятно, что “напечатанными” гривнами будут выдавать кредиты. Понятно, что часть выданных денег – я вам гарантирую – пойдут на межбанк, чтобы покупать валюту. Понятно, что будет девальвация, ее не избежать. Но это тот случай, где интересы экономики должны быть выше узкоотраслевых интересов Нацбанка. Единственное, что НБУ должен будет контролировать объемы заливаемых в экономику денег. Но полностью отказываться участвовать в процессе – это, скажем так, преследование принципа “чем хуже, чем лучше”. Это как Порошенко, который голосует за заведомо плохой бюджет, потирая руки от предвкушения, как все навернется и поменяется власть в стране.

https://finclub.net/ua/news/nbu-ne-khoche-finansuvaty-biudzhet-emisiieiu-hryvni.html

Одно дело, когда на контроле сидит условный Уманский, который заработал себе репутацию порядочного чиновника еще в 2009 году. Другое дело, когда со старта на поток садится ловкий Шмыгаль.

Тут же возникает риск дерибана. Ведь ограничения по гарантиям сняли вообще, а не только под выплату зарплат. Значит, правительство может запросто выдавать госгарантии разного рода компаниям, в том числе на дерибан. Все будут с удовольствием под такое кредитовать – и наши банки, и западные. Но возврата не будет. А это уже прямое повторение дерибана в стиле 1990-х.

Второй риск – это перекладывание долгов на бюджет. Так уже было. “Укравтодор” уже переложил на госбюджет свои долги по механизму гарантии. Когда компания не смогла платить по своим долгам, она отдала все проблемы государству. И вот, “Укравтодор” готовится опять привлечь долги под госгарантии. Ничего не напоминает?

Уже вижу, как на механизм эмиссии присели шахты, санатории и отмывочные фирмы с “мертвыми душами”. Банки не будут даже раздумывать, выдавая такие кредиты. Государство все покроет. А потом могут возникнуть “висяки” – мертвые предприятия. Ведь если кризис затянется, что толку, если они будут платить зарплату за счет госкредита? Это никак не поможет восстановить бизнес. Их долги, соответственно, перейдут на бюджет. Но это еще как раз предсказуемый и нормальный ход событий.

Вопрос контроля, конечно, важен. Вот почему отмена максимального порога предоставления госгарантий – это опасно. Ну утвердите вы 100 миллиардов, 200 миллиардов. Утвердите 300. Но поставьте какой-то лимит. А тут – сплошное доверие к Шмыгалю. С чего вдруг?

——————————————

“ХОТЕЛКИ”

——————————————

Извините за обилие текста. Это будет последний раздел. В нем я опишу все “хотелки”, которые заложили в бюджет правительство Шмыгаля и “слуги народа”.

Традиционное понимание “хотелки” – это расходы. Плох тот депутат, который не хочет получить строчку в расходах бюджета. Но есть и “хотелки” в доходах.

Например, приятную выгоду на 1 млрд грн получил Игорь Коломойский. Если сравнивать два проекта – Уманского и Шмыгаля – в глаза бросается тот факт, что в доходах бюджета исчезли акцизы:

– на производимые в Украине автомобили – 99 млн грн

– на производимое в Украине топливо – изначально 11,5 млрд грн, в проекте Уманского – 12,5 млрд грн!

На самом деле, это такая магия. План по сбору акциза с топлива не стали увеличивать. Не стали увеличивать и сборы акциза с производимых автомобилей. Поэтому эти пункты не всплыли в итоговом проекте Шмыгаля. Хотя, по словам одного уважаемого эксперта, время для повышения акциза на топливо идеальное – как раз предельно провалились цены на нефть и нефтепродукты.

Чьих рук дело? Не поверите. Коломойский, скорее всего, и не вмешивался. Прямая речь депутата Олега Кулинича, лидера группы “Доверие”: “Нам удалось отстоять акциз на топливо, который останется у местных бюджетов”. Оказалось, дело в том, что Уманский хотел отобрать у регионов часть денег на строительство дорог. А они не захотели отдать. Все непросто))

https://lb.ua/news/2020/04/13/455246_sekvestr_byudzheta_zhizn_kredit.html

Но основная часть изменений, конечно же, коснулась расходов. Внутри расходных статей произошла серьезная перетасовка. Приведу рейтинг главных выгодополучателей. При Уманском они могли потерять деньги, но при Шмыгале – приобрели.

Первое место – Министерство финансов с 65 млрд грн.

Да, Фонд борьбы с заразой завязан на Минфин. Вот почему премьеру Шмыгалю нужен был ручной министр финансов, а не вечно недовольный Уманский.

Минфину существенно обрезали расходную базу. Уманский планировал увеличить ее с 170 до 297 млрд грн, но Шмыгаль уменьшил до 240 млрд грн. И все же, это увеличение на 50 ярдов. Но на самом деле, речь идет о 65 миллиардах. Стабфонд Игоря Уманского предполагал финансирование 124 млрд грн. Фонд борьбы с острой респираторной хворобой Дениса Шмыгаля – 65 млрд грн. Это те самые деньги, которые Шмыгаль хочет распределять в ручном режиме.

Ну и еще плюс 3 млрд грн получил резервный фонд. На всякий случай, видимо, его увеличили с 1,5 до 4,5 млрд грн. Расходует эти деньги тоже премьер.

Второе место – Министерство экономики с 6 млрд грн.

Расходы на Минэкономики планировали сократить с 18 до 12 млрд грн. После отставки Уманского, сократили на копейки – до 17,2 млрд грн. Сохранили расходы на аппарат, которые экс-министр хотел урезать вдвое. Сохранили даже расходы на зарубежные командировки, участие в форумах, сотрудничество с международными партнерами. В самом деле, почему не поехать?

Третье место – “Укравтодор” с 6 млрд грн.

Уманский хотел срезать его бюджет с 49 до 43 млрд грн. Вроде немного, но видимо зря он так. “Укравтодор” находится под личным патронатом президента Зеленского. Поговаривают, что основные контракты на строительство и ремонт дорог получают люди, с которыми у окружения Зеленского и лично у президента – хорошие отношения. Вот и судите, не имеем ли мы дело с первой коррупционной схемой Владимира Зеленского. Как бы там ни было, после отставки Уманского бюджет “Укравтодора” остался нетронутым.

Кстати, на строительство дорог в 2020 году таки пойдут 71,9 млрд грн! Этим, кстати, похвалилась замглавы фракции “Слуга народа” Евгения Кравчук.

https://lb.ua/news/2020/04/13/455246_sekvestr_byudzheta_zhizn_kredit.html

Четвертое место – Минкульт и Минспорт.

Точно можно сказать, что Уманский хотел обидеть Министерство культуры и информационной политики. Он собирался урезать финансирование объединенного министерства чуть ли не втрое, с 15,4 до 6,6 млрд грн. Но сложносочиненное Минитерство культуры, молодежи и спорта успело разделиться на два. Немного денег дали новоотделенному Министерству молодежи и спорта. Основные суммы остались у Министерства культуры и информационной политики. В итоге получилось 8,2 млрд грн у Минкультинфпола и 2,3 млрд грн у Минмолодьспорта. Если сложить – выйдет 10,5 млрд грн. Уменьшение – на 5 млрд грн. Но не на девять же! Основные возросшие расходы – на аппарат обоих министерств. То есть, на прокорм чиновников. Можно утверждать, что эти два министерства – одни из наибольших бенефициаров увольнения Уманского.

Почему так? Возможно, ответ нужно искать в сильном возбуждении, которое нахлынуло на некоторых членов партии “Слуга народа”. В итоге – сохранили и 50 млн грн на патриотические фильмы. Возможно, профинансируют музей Майдана, и даже базу биатлона в области, которую еще недавно возглавлял Шмыгаль. Лишь на 200 млн грн уменьшили финансирование Национального общественного телевидения. А ведь могли уменьшить на все 500. Украинский культурный фонд, опять же, нам нужен. Не зря “Слуги народа” так рьяно бились за культуру. Как иначе, если в рамках культурных программ они активно ездят за рубеж получать новый культурный опыт?

https://lb.ua/blog/eugenia_kravchuk/454997_kulturniy_virus.html

Пятое место – Министерство развития громад и территорий с 2,6 млрд грн.

Уманский хотел срезать финансирование министерства в разы. Но им удалось добиться, чтобы получилось не аннулирование, а всего лишь уменьшение Госфонда регионального развития с 7,5 до 4,9 млрд грн, а также снижение субвенции регионам на мероприятия по социально-экономическому развития громад с 2 до 1,7 млрд грн. Что это за проекты, не знаю. Наверное, чуть менее важное, чем культура.

Шестое место – Мининфраструктуры с 1 млрд грн.

Бюджет Министерства инфраструктуры мог похудеть с 5,6 до 4 млрд грн, но похудел лишь до 4,6 млрд грн. Лишиться этих денег могло Госагентство инфраструктурных проектов Украины – Уманский срезал его бюджет с 4,2 до 2,7 млрд грн. Любой автомобилист понимает, какая это потеря мощности. Но после отставки строптивого министра финансов, кубатура агентства в составе Мининфраструктуры выросла до 3,3 млрд грн. Едет куда приятнее.

Ну и по мелочи:

1. Именно в кризис решили достроить аэропорты в Днепре и Измаиле за счет денег общего фонда госбюджета. А то мы, б@, в Измаил не можем слетать на выходные!

2. Почему-то решили списать часть долга Киева перед госбюджетом. Дело было так: много лет назад Киев выпустил евробонды, потом не смог по ним платить, и весь груз взял на себя бюджет. Киев остался должен бюджету. Но тут – предлагают списать часть этого долга. С чего бы?

3. Странная норма о том, что нужно в обход всех законов финансировать некую телекомпанию “Атлант-СВ”. Я конечно понимаю, что вещать для крымских татар – это государственно важно. Но почему бы им не пройти процедуры госзакупок по закону?

4. Не могу понять, зачем во время кризиса вводить долгосрочное кредитование покупки жилья для участников АТО из Спецфонда бюджета. Я конечно за наших военных. Но если бы государство хотело обеспечить переселенцев и АТО-шников жильем, то можно было бы придумать лучшие механизмы, чем покупка (!) жилья за счет денег госбюджета. А так больше похоже на завуалированную программу бюджетной поддержки строительной отрасли. Многие миллиарды гривен может впитать рынок новостроев. А вот количество квартир будет все равно гораздо меньше, чем нужно для того, чтобы обеспечить жильем сотни тысяч людей. Куда разумнее запустить программу ипотечного кредитования, с компенсацией процентных ставок из бюджета – аналог Фонда молодежного кредитования. Этот механизм хотя бы позволяет запустить работу банков и купить гораздо больше квартир. Но! Тут же возникает вопрос с оценкой доходов переселенцев и АТОшников. А большинство из этих людей не имеют достаточных доходов, чтобы платить ипотеку. А вот купить денег за счет бюджета, вбухав миллиарды гривен за раз, – это очень сладкая схема. И, как все на нашем рынке, подозреваю, откатная.

5. Политические партии МОГУТ отказаться от бюджетного финансирования. Перевожу: а МОГУТ и НЕ ОТКАЗАТЬСЯ. Например, “Слуги народа” – не откажутся.

6. Министерству по реинтеграции Донбасса добавили почти 300 миллионов, по сравнению с проектом Уманского. Но в целом, это едва ли не самое нищее министерство с годовым бюджетом в 788 млн грн. Срамота.

7. НАБУ выиграло от увольнения Уманского порядка 80 млн грн. Может, это борцы с коррупцией подсидели министра финансов? Может, он срезал им партию тактических носок?… носков?

8. Сохранила свои 5 млрд грн в год, хотя могла немного потерять, Национальная академия наук. Вот уж люди, которые непонятно, чем занимаются. Науки в Украине нет, а академия наук с бюджетом министерства и огромными территориями – есть. Парадокс.

Есть и антивезунчики. Когда Шмыгаль всем наращивал доходы, они умудрились потерять. Например:

1. Сыщики из Государственного бюро расследований полиняли основательно. Из 1,9 млрд грн годового бюджета, Уманский собиралс оставить им 1,7 миллиарда. А Шмыгаль оставил всего 1,4 ярда.

2. Та же судьба постигла АРМА – самого гадкого утенка среди всех антикоррупционных органов Украины. Нечистые на руку торговцы падалью и конфискатом из 275 млн грн получат всего 190, хотя могли получить 222 миллиона. Мелочь, но приятно. Ничего, они заработают себе на сомнительных операциях и демонтаже плитки в арестованных квартирах.

3. И конечно, пенсионеры. Правительство опять отказалось от помощи миллионам стариков, которые получают пенсии меньше прожиточного минимума. Правительство вместо задания ПОДНЯТЬ прожиточный минимум до реального прописало себе задание ПРИБЛИЗИТЬ. То есть, повысить незначительно. То есть, пенсионеры продолжат получать меньше прожиточного минимума. Понимаю, что не время во время кризиса повышать пенсии. С другой стороны, а когда для этого было время? Не было кризиса – не повышали. А сейчас, когда девальвация на носу, – обязаны.

И наконец, позитив:

1. Малому и среднему бизнесу компенсируют потери на время карантина + 1 месяц. Правда, с условием оплаты единого социального взноса.

2. Предприниматели широкого перечня не будут платить ЕСВ.

3. Парламент запретил правительству выкупать доли акций в компаниях в обмен на ОВГЗ. Разумно, иначе начался бы дерибан. Украина – это волшебная страна, где Игорь Коломойский управляет компанией “Укрнафта”, в которой ему принадлежит менее 50%. Так что можете себе представить, что доля государства не решала бы абсолютно ничего. Позитив, однозначно.

Вместо вывода. 13 апреля никто ничего не понимал. Понимали может быть у Петра Порошенко, но он исповедует принцип “чем хуже, чем лучше”. Чем больше ошибок совершит Зеленский, тем быстрее наступит смена власти. А что касается “Слуг народа”, большинство депутатов или выполняли приказ вождей, или голосовали за “хотелки” и спасение страны от коронавируса. Они пропустили принципиальный момент: управление госфинансами перешло в руки правительства. Чем это закончится, не знает никто.

Никто не понимает, как будет разворачиваться ситуация дальше. Вполне возможно, что кризис затянется, и тогда будет уже не смешно. Поэтому излишние свободы и широкий распил, которые заложены в бюджете Шмыгаля, напоминают тактику неумелых пионеров в зимнем лесу. Вместо того, чтобы жечь хворост по минимуму и греться всю ночь, они сразу сожгли все. А потом, когда радостный костер потух, возникли ночь, холод и волки.

Держим кулаки и молимся, чтобы пох@исты и мародеры во власти не натворили х@йни.

Материал из блога blogs.pravda.com.ua

Поделиться

Новости

11 августа 2020

В Киеве на миллионной взятке задержали представителя Госрезерва

В Украине пытались передать гостайну в конфетах

В Украине за последний месяц зафиксировали более 1,3 тысячи случаев ВИЧ

Шоумен Притула баллотируется в мэры Киева

В Украине на 40% рухнуло автопроизводство – Укравтопром

В Киеве зафиксирован случай бешенства у кошки, накануне она укусила мужчину

10 августа 2020

Нацбанк изменил правила обращения изношенных купюр

Лукашенко побеждает – предварительные данные ЦИК

9 августа 2020

Выборы президента Беларуси: обнародованы результаты экзит-пола

Взрыв в Бейруте забрал жизнь гражданина Украины, – посол

В Киеве неизвестные хотели взорвать офис

8 августа 2020

“Батьківщина” на выборы мэра Киева выдвинула Кучеренко

Кабмин переходит на чрезвычайный режим работы

7 августа 2020

В Украине вступил в силу закон о сборе за вылет пассажиров

В Польше по делу экс-главы Укравтодора задержали четвертого подозреваемого

Тимошенко внесла в Раду законопроект о набсоветах на госпредприятиях

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ