Либертарианская катастрофа, или К чему приведет приватизация Укрзализныци

Политика Публикации Экономика
Либертарианская катастрофа, или К чему приведет приватизация Укрзализныци

Близкие к президенту Владимиру Зеленскому люди уже второй раз выступают с идеей приватизации «Укрзализныци». Какие последствия для национального перевозчика и для украинской экономики в целом приведет данный шаг – разбирался NBN.ua.

Через несколько дней после инаугурации президента Владимира Зеленского представитель главы государства в Верховной Раде Руслан Стефанчук заявил о приверженности партии «Слуга народа» идеологии либертарианства. Согласно данной концепции государство должно быть таким себе «ночным сторожем», который обеспечивает неприкосновенность частной собственности, защиту от военной агрессии, контроль над соблюдением правопорядка и вместе с тем не ограничивает широкие права и свободы граждан.

В своем видении идеальной экономики либертарианцы восхваляют свободный рынок – мол, государству нужно по минимуму вмешиваться в экономические процессы, «невидимая рука рынка» сделает все сама. Соответственно, в Украине необходимо открыть рынок сельскохозяйственной земли, а также провести максимально широкую приватизацию.

Месяц назад заместитель главы Офиса президента Алексей Гончарук в интервью Bloomberg заявил о планах новой власти по продаже государственных банков (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк и ПриватБанк), а также «Укрзализныци» и «Укрпочты».

А буквально на днях исполнительный директор Международного фонда Блейзера, внештатный советник президента Владимира Зеленского Олег Устенко сделал еще более радикальное заявление, назвав такие государственные компании, как «Нафтогаз» и «Укрзализныця», монстрами, которые «должны быть убиты и расчленены«. Например «Укрзализныцю», по мнению О.Устенко, нужно разделить и продать, оставив в руках государства «стратегические вещи и не очень интересные для бизнеса».

Для начала необходимо напомнить, что именно собираются «убивать и расчленять» люди, дающие советы главе государства. На сегодняшний день «Укрзализныця» является одной из крупнейших украинских госкомпаний в которой работают около 300 тыс. человек. В прошлом году предприятие уплатило в государственный бюджет 20,4 млрд грн налогов и сборов, увеличив данный показатель по сравнению с 2017 годом на 16,5%. Как ожидается, в нынешнем году рост платежей в госбюджет будет еще большим – в частности, только земельного налога компания заплатит 4,2 млрд грн против 1,2 млрд грн в прошлом году.

Да, безусловно, слышны и многочисленные жалобы бизнеса на недостатки в работе «Укрзализныци», в СМИ регулярно всплывают то коррупционные скандалы в железнодорожном ведомстве, то информация о хищениях в госкомпании. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, «Укрзализныця» все же является одним из крупнейших работодателей и в целом прибыльной компанией, которая не требует помощи из госбюджета, а наоборот, активно его наполняет. В связи с этим возникает вопрос – «зачем «убивать и расчленять» курицу, которая несет золотые яйца»?

Более того, значение «Укрзализныци» нельзя измерить только лишь финансовыми показателями. И дело даже не в объемах перевозок пассажиров и грузов – железная дорога для многих отраслей национальной промышленности является безальтернативным видом транспорта. То есть от ее состояния напрямую зависит – будет работать предприятие или нет. Кроме того, в условиях низкого качества автомобильных дорог, а также, после фактического уничтожения речного и морского флота, железная дорога остается наиболее конкурентоспособным, безопасным и востребованным видом транспорта — как для грузоперевозчиков, так и для миллионов пассажиров. Также критически важной железная дорога является и для обеспечения обороноспособности государства.

Стоит отметить, что столь радикальное заявление советника Зеленского вызвало в основном резко негативную оценку у экспертов и специалистов отрасли. Например, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил, что был «откровенно шокирован» подобными словами. «Укрзализныця» — это 70% грузовых перевозок всего государства, сотни миллионов пассажиров ежегодно, 3-5% ВВП, потенциально самая большая и лучшая государственная компания Украины, которая может не только успешно работать внутри страны, но и быть большим восточноевропейским игроком…. «Убить и расчленить» — это смерть не только крупнейшей компании, но и крест на логистике всего государства, выбрасывание на улицу сотен тысяч людей«, — заявил он, напомнив, что «Укрзализныця» имеет статус стратегической компании, чья приватизация запрещена законом.

По мнению министра, «Укрзализныця» сегодня нуждается не в приватизации, а в глубинной реформе, состоящей из нескольких этапов. В частности, это устранение возможности политического влияния на деятельность компании, быстрые реформы, которые дадут возможность за шесть месяцев стабилизировать компанию и системно подойти ко всем видам перевозок, а также запуск в тестовом режиме частной грузовой и пассажирской тяги, запуск производства электровозов и пассажирских поездов, инвестиции в инфраструктуру.

В.Омелян выразил уверенность, что «Укрзализныце» в течение двух лет необходимо провести подготовку к IPO и выйти на рынки перевозок соседних государств, а через два-три года – на IPO и продать небольшую долю акций, при этом желательно не портфельному, а стратегическому инвестору.

Эксперт по вопросам транспорта и логистики Александр Кава в комментарии NBN.ua назвал нецелесообразной приватизацию «Укрзализныци». «Люди, которые делают заявления о приватизации железной дороги, ничего не понимают в этой сфере, — уверен эксперт. – Украинская модель железных дорог наиболее близка к европейской, где железные дороги находятся в государственной собственности. Единственная попытка приватизации железной дороги в континентальной Европе была сделана в Эстонии, и то потом правительству пришлось у частного инвестора выкупать ранее приватизированную компанию, платить из государственного бюджета сумму почти в три раза большую, чем получена была при приватизации и при этом получить инфраструктуру в почти уничтоженном состоянии. Поскольку частный владелец эстонских железных дорог эксплуатировал бывшие в употреблении американские тепловозы с осевой нагрузкой 30 тонн на ось (стандарт устанавливает максимальную нагрузку в 23,5 тонны на ось), что привело к разрушению верхнего строения пути и большому износу инженерных сооружений«.

А.Кава считает, что приватизация «Укрзализныци» приведет к уничтожению системы железнодорожного транспорта в стране. «Останутся только несколько высоковостребованных для грузоперевозок линий, все остальные будут уничтожены, как произошло раньше почти во всех странах Латинской Америки, где при необдуманной приватизации были потеряны больше половины сети железных дорог. Поэтому приватизировать железную дорогу нельзя, люди, которые такое заявляют, просто пытаются поймать мейнстримовский хайп и ничего не смыслят в работе железных дорог и даже не понимают, как железные дороги функционируют в других странах«, — подчеркнул эксперт.

Эксперт разделил мнение министра инфраструктуры о том, что «Укрзализныце» нужна не приватизация, а реформа. В частности, на украинских железных дорогах необходимо менять систему тарифообразования на пассажирские перевозки, считает А.Кава. Как известно, сегодня тарифы на перевозку пассажиров по железной дороге установлены правительством на уровне значительно ниже их себестоимости. «Тарифы в странах ЕС тоже зачастую устанавливаются ниже себестоимости, в этом ничего плохого нет, но там из государственных бюджетов компенсируют железным дорогам разницу между себестоимостью и фактически установленными тарифами. У нас же правительство никаких компенсаций железной дороге не дает и обставляет государственную компанию тет-а-тет с убытками«, — считает он.

Но в первую очередь на железной дороге должна быть проведена фундаментальная реформа системы тарифов на перевозку грузов, уверен А.Кава. По оценкам эксперта, «Укрзализныця» из-за искусственно заниженных тарифов сегодня дотирует отдельные отрасли экономики на общую сумму порядка 45 млрд грн в год, причем львиная ее часть – около 37 млрд грн – приходится на горно-металлургические и угольные предприятия: «Эти деньги оседают в карманах украинских олигархов в виде дополнительной прибыли, а «Укрзализныця» не имеет возможности обновлять подвижной состав и инвестировать в развитие и содержание сети«.

Не исключено, что заявления со стороны представителей новой власти и людей близких к ней о приватизации железной дороги могут быть вызваны не только либертарианским представлением о работе украинской экономики. В беседе с корреспондентом NBN.ua А.Кава напомнил, что в Украине существует лобби со стороны некоторых олигархов, в первую очередь в горно-металлургическом секторе, которые давно пытаются прибрать к рукам наиболее высокорентабельные виды деятельности железной дороги и оставить государственной компании только убыточные виды деятельности. «Именно с их стороны в последнее время очень активно продвигается вопрос внедрения частной тяги, который в нынешней ситуации может привести к прекращению пригородных железнодорожных перевозок. А впоследствии и к остановке пассажирских железнодорожных перевозок и повагонных групповых отправок грузов«, — сказал он.

Тем не менее, сегодня, конечно же, рано расценивать заявления О.Устенко и А.Гончарука как часть некоего глубокого плана по расчленению «Укрзализныци» в интересах определенных олигархических групп. Вполне может быть, что это просто новомодные либертарианские рассуждения. Но можно сказать уверенно, что если приватизация железной дороги будет проведена, то только по схеме – «приватизация прибылей, национализация убытков» – то есть конечным выгодополучателем в любом случае станет частный бизнес, а убытки достанутся государству.

Елена Богомол, специально для НБН

Поделиться

Новости

20 ноября 2019

Вступил в силу закон о штрафах за перевозку детей без автокресел

17 ноября 2019

Что ждёт фермеров и владельцев земельных паев?

14 ноября 2019

Рада приняла госбюджет 2020. Что ждёт Украину?

Под Офисом Президента митингуют железнодорожники

13 ноября 2019

«Батьківщина» переходить в опозицію

4 фракции выступили против продажи земли

11 ноября 2019

Аграрии перекрыли дороги: протест против продажи земли

Будущее городов: мэры или Кабмин. Кто прав?

6 ноября 2019

Сотрудников СБУ разоблачили на незаконном прослушивании

4 ноября 2019

«Система подготовки чиновников в Украине висит в воздухе», — Юрий Гаврилечко

31 октября 2019

В Тернопольской области у ребенка заподозрили сибирскую язву

30 октября 2019

Большинство украинцев против продажи земли, — опрос «Рейтинг»

Андрей Портнов открывает в Станице Луганской юридический офис, где людям будут оказывать бесплатную помощь

28 октября 2019

Частная тяга – новая лазейка олигархов, – Александр Кава

25 октября 2019

«Слуги народа» начали получать зарплату в конвертах, — СМИ

24 октября 2019

“Украина – шестая страна в мире без рынка земли. И ничего страшного”, – Анна Ковальчук

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ