Сколько областей останется в Украине после админреформы?

Политика
Сколько областей останется в Украине после админреформы?

В ближайшее время в Украине начнется очередной этап административной реформы. Низовая децентрализация в виде создания ОТГ уже близка к завершению и государство решило, что настала пора для проведения реформы следующих по иерархии элементов местного самоуправления: район, город, область. Об этом пишет участник Аналитического кластера «Украинская Фабрика Мысли» Алексей Кущ.

Как показывает практика последних нескольких лет, наибольшую эффективность в сборе и перераспределении бюджетных ресурсов проявили объединенные территориальные громады (ОТГ). За ними идут мэрии крупных городов. Наименьшая эффективность наблюдается в сегменте районов и областей. Может потому, что и самоуправления здесь намного меньше, ведь главы местных администраций назначаются президентом.

В будущем Украину ждет создание института префектов, которые станут «оком государевым» на местах. Но хуже всего обстоит дело с реализацией региональной экономической политики, а ведь именно экономика регионов и является необходимым финансовым базисом для социального и инфраструктурного развития местных громад.

В настоящее время в парламенте рассматривается законопроект по изменению Конституции в части регионального управления. Не вдаваясь в детальный анализ предложенных изменений, заметим только, что никто так и не додумался  разработать в Украине полноценную административную реформу, направленную на усовершенствование существующей административной сетки нашей страны из действующих областей, которая была разработана во времена УССР и отражала потребности плановой экономики того времени, а также специфику командной системы управления.

Деление на области и районы можно сравнить с корпусно-дивизионной структурой советской армии, где область – это военный корпус, район – дивизия, относительно большой населенный пункт – полк и так далее. Все подчинялось мобилизационным потребностям и необходимости жесткого охвата периферийных территорий  «наместниками» из центра в виде секретарей райкомов и обкомов коммунистической партии.

Нужно ли объяснять, что подобная административная сетка совершенно не соответствует принципам построения рыночной экономики и задачам децентрализации. Именно поэтому, польская экономическая реформа началась с масштабной реформы системы административно- территориального деления страны. С 01 января 1999-го года, количество польских воеводств было уменьшено с 49 до 16, то есть более чем в три раза. При этом сама структура административного деления (воеводство-повят-гмина) была сохранена. В Украине этому делению соответствует: область, район, ОТГ/город/село. Часть городов — воеводских центров в Польше, которые утратили свой статус, получили статус города на правах повята, что-то вроде «городов областного значения».

Именно новое административное деление стало основной и для развития региональной экономики в Польше, и более эффективной платформой для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Сейчас в Польше наиболее активно развиваются именно региональные технологические и промышленные кластеры, сформированные в рамках укрупненных воеводств.

Применительно к Украине – такими крупными территориальными единицами могли бы стать «земли», включающие в себя от нескольких до десятка областей.

Столь сложная реформа должна объединять в себя методологию размещения производительных сил (территориально-экономических районов) и современного мир-системного анализа. На данный момент, в Украине есть несколько региональных кластеров, которые формировались на основе различных цивилизационных моделей, но которые сейчас объединяются в рамках единого украинского проекта. Уже сейчас в нашей стране сформировано несколько «мир-экономик», при чем каждая во главе со своим «сверхгородом». Если брать западную часть страны – это Львов, на юге – Одесса, на юго-востоке – Днепр и Харьков, в центре – Киев. Общая страна связывает все эти «мир-системы» в единую «мир-экономику» и единую страну. Так проявляется на нашем микроуровне теория «мир-системного» анализа Ф. Броделя.

Если воспользоваться мир-систеным анализом другого теоретика – И. Валлерстайна, то можно увидеть, что наибольший риск для нас в плане экономической стагнации заключен в трансформации молодой рыночной «мир-экономики» в «мир-империю», когда территории объединены лишь через центр, который отвечает за централизованный сбор налогов и их перераспределение в своих интересах. Именно эта модель реализовывалась во времена Кучмы и Януковича и именно она привела к тяжелым последствиям последних нескольких лет.

Политика децентрализации  должна привести к совершенно иному результату: наша пока еще неэффективная «мир-экономика» должна постепенно трансформироваться в единую «мир-систему», как это произошло в европейских странах, США, Китае.  

 Для этого, административная сетка в Украине должна быть реформирована на основе более эффективных и адекватных рыночной экономике единичный структур — таксонов, то есть отдельных территориально-экономических районов, объединенных на основании общих свойств и признаков.

Как это работает, можем увидеть на примере группирования украинских областей по трем базовым территориально-экономическим районам: донецко-приднепровскому с двумя крупными промышленными центрами (Днепр и Харьков) и также тремя базовыми промышленными кластерами (Приазовье, Приднепровье, Слобожанщина); центральному (Киевский и Львовский промышленные кластеры); южному (Одесский промышленный кластер).

В общей структуре валового продукта, Центральный район занимает 54%, донецко-приднепровский – 37% и южный – 9%.

Если брать численность населения, то в Центральном районе проживает 20 млн человек, в донецко-приднепровском – 17 млн и южном – 5 млн. Пропорционально это выглядит следующим образом: 48%, 41% и 11% соответственно.

Таким образом, имея 48% человеческого капитала, центральный экономический район производит 54% ВВП, а Южный при 11% населения дает всего 9% валового продукта. Днецко-приднепровский район также отстает в структуре экономического воспроизводства: 41% населения при 37% ВВП, но здесь существенную роль играет фактор войны.

Анализ временной динамики показывает рост удельного веса в структуре ВВП центрального района (с 53% до 54%) и снижение донецко-приднепровского: с 39% до 37%. Что касается южного ТЭР, здесь отмечен небольшой рост с 8% до 9% общенационального ВВП. Учитывая региональные особенности экономики, данные ТЭР-ы требуют дивесифицированного экономического подхода и формирования разновекторной экономической политики для каждого из них.

В центральном районе необходимо развивать логистическую и транспортную инфраструктуру для обеспечения транзита товаров на рынок ЕС. Это позволяет создавать в центральной и западной части страны инновационные и технологические кластеры, промышленные полигоны, свободные экономические зоны. Со стороны государства здесь нужна стимулирующая политика, направленная на усиление роли среднего бизнеса. В этом районе должны появиться новые точки инновационного роста экономики и произойти заметное усиление роли МСБ в общей структуре выпуска. Основной приток прямых иностранных инвестиций следует ожидать именно в этот ТЭР. Здесь же будет активно развиваться транзитная логистика и инфраструктура. В центральном районе стоит прогнозировать и значительное усиление предпринимательской инициативы и более эффективный трансферт инноваций в реальный сектор экономики.

Что касается донецко-приднепровского района, здесь необходимы методы государственного дирижизма и грамотного протекционизма для восстановления индустриального ядра страны и усиления эффективности добывающей промышленности.  Объективно в нем будет сохраняться и роль большого бизнеса, а пул инвестиций продолжит формироваться при активном участии государства и действующих ФПГ.

Относительно южного района, то здесь существенные перспективы открываются в секторе туризма и услуг, а также в части создания свободных торговых беспошлинных транзитных зон и торговых терминалов (порто-франко). Для активации регионального потенциала нужна максимальная дерегуляция и кредитное стимулирование МСБ. Роль государства здесь – лишь в части развития инфраструктурных проектов, например портов. Основные принципы формирования СЭЗ и свободных торговых терминалов в этом ТЭР-е можно позаимствовать в Испании, где концентрация свободных экономических сегментов экономики происходит возле крупных портовых городов, находящихся на торговых путях из Европы в Азию и Африку. Такие «островки предпринимательской свободы» включают в себя свободное таможенное пространство, свободные склады, промышленные полигоны, технологические парки и специальные торговые центры. Их экономическим развитием управляют не чиновники, а консорциум компаний, формирующих базовый промышленный кластер. Кластерное экономическое развитие позволяет обеспечить вектор инновационного движения, наращивание экспортного потенциала, интеграцию страны в мировые технологические и торговые цепочки, создание новых рабочих мест.

Что касается будущего земельного устройства, то экономически целесообразно проводить реформу на основании следующих экономических кластеров:

  • Донецкого (Донецкая, Луганская области)
  • Приднепровского (Днепропетровская, Запорожская области)
  • Северо-Восточного (Харьковская, Сумская, Полтавская области)
  • Центрального (Черкасская, Кировоградская области)
  • Северо-Западного (Волынская, Ровенская области)
  • Подольского (Винницкая, Тернопольская, Хмельницкая области)
  • Причерноморского (Николаевская, Одесская, Херсонская области)
  • Карпатского (Закарпатская, Львовская, Ивано-Франковская, Черновицкая области).
  • Столичного (Киевская, Житомирская, Черниговская области).

При такой системе, местное самоуправление будет сконцентрировано на базе ОТГ, а экономическая политика, особенно в части привлечения инвестиций и формирования качества предпринимательской среды, включая административные стимулы и государственные гарантии – на уровне региональных экономических кластеров/районов. При этом, часть управленческих функций следует делегировать советам/консорциумам инвесторов, оставив за государством общенациональные функции и задачи инфраструктурного развития.

Фото: Апостроф

Материал: uttank.com

Поделиться

Новости

15 января 2020

«Я, конечно, полный профан в экономике»: обнародован разговор Гончарука с руководством НБУ и главой Минфина

В Испании на нефтехимическом заводе прогремел взрыв

14 января 2020

Генеральный почтмейстер США получает зарплату ниже, чем директор «Укрпочты» Смелянский

13 января 2020

Стала известна судьба киевских беспризорных тигров (ВИДЕО)

11 января 2020

Над Украиной снова зафиксировано огромное облако угарного газа

9 января 2020

«Укрнафта» «простила» заводу Коломойского многомиллионный долг

1 января 2020

Что украинцы искали 31 декабря в Google и YouTube?

23 декабря 2019

В Киеве горело общежитие НАУ, эвакуировали 350 человек

20 декабря 2019

«В госбюджете нет денег, но не это страшно»,- ZN

19 декабря 2019

Рейтинг Зеленского: доверяют ли украинцы Президенту?

10 декабря 2019

Подозреваемый в убийстве Дарьи Лукьяненко отказался от своих признаний

О чем договорились Зеленский, Путин, Меркель и Макрон

Самым молодым премьер-министром в мире станет женщина

4 декабря 2019

Геноцид украинцев? Мединициатива «Голоса» может иметь устрашающие последствия

2 декабря 2019

Анна Ковальчук: Земельное Акционерное Общество

29 ноября 2019

Кріпаки 21 сторіччя – земельний жах законопроекту №2194. Поправки Головіна

БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ