Первый помощник президента занимает официальную госдолжность без оформления – ни трудовой, ни деклараций, ни присяги
ПублікаціїВ перечне высших лиц украинской иерархии власти присутствует должность первого помощника президента Украины. Она штатная. Официально включена в структуру Офиса президента (ОПУ), наделена значительными официальными полномочиями и функционалом.
Уже почти 2,5 года – с мая 2019 года – эту должность занимает старый друг и соратник президента Сергей Шефир. Зеленский и братья Шефиры – Сергей и Борис в далеком 2003 году основали компанию “Квартал 95”. Они до сих пор получают от нее прибыль, включая деньги от проката сериалов в России в обход санкций СНБО. Президент Зеленский, как и президент Порошенко зарабатывает в стране-агрессоре. Но сейчас не об этом, пишут “Украинские новости”.
За все время работы Шефира в Офисе президента бесполезно искать, например, обнародованные Декларации о доходах либо другие формы отчетности перед общественностью, к которым должностные лица такого уровня обязывает законодательство о госслужбе.
Объяснение оказалось простым и оригинальным. В ответ на информационный запрос “Украинских новин” в ОПУ пояснили – Сергей Шефир не состоит с Офисом президента в трудовых отношениях. То есть, говоря простым языком – он занимает штатную должность “вне штата”. Выполняет служебные обязанности на общественных началах, – прямо пишет офис президента в ответ на запрос.
НАЗНАЧЕН, НО НЕ ОФОРМЛЕН
Должность первого помощника действительно официально включена в штатное расписание ОПУ. Она утверждена Указом президента №417/2019 от 20 июня 2019 года, когда Зеленский перестраивал структуру своего Офиса. Существовала она в штатном расписании и до этого, собственно, на нее месяцем раньше Зеленский назначал Шефира.
Эту штатную должность, согласно другому Указу №305/2019, занимает Сергей Шефир. И вот тут начинаются странности. “В трудовых отношениях с Офисом президента Украины С.Шефир не пребывает”, – говорится в ответе.
Как можно занимать штатную должность в государственном органе, и одновременно не пребывать с этим органом в трудовых отношениях?! Ведь речь идет не о консультанте на общественных началах, и не об аутсорсере. Странная позиция. Но очень удобная, чтоб избежать выполнения требований закона.
ВСЕ РАВНЫ ПЕРЕД ЗАКОНОМ, НО НЕКОТОРЫЕ РАВНЕЕ
Не пребывая формально в трудовых отношениях с государством, чиновник-“общественник” избегает и всех ограничений, собственно, государством и наложенных. Он не декларирует свои доходы, к чему его должность обязывает антикоррупционное законодательство.
Зеленский сильно возмутился, когда прошлой осенью Конституционный суд признал неконституционной норму об уголовной ответственности за недостоверное декларирование госслужащими. То есть упразднил ответственность за это нарушение. Тогда президент пошел войной на главу КС Тупицкого и почти парализовал работу суда.
В то же время Зеленский позволяет своему другу Шефиру работать у себя в офисе и вообще не выполнять норму по подаче деклараций не говоря об уголовной ответственности за недостоверные данные. Какая ответственность если Шефир не подает декларацию?
Еще один плюс такого сомнительного статуса: Шефир может и дальше свободно заниматься бизнесом. А это строго запрещено всем госслужащим. Чтоб не путали свой карман с государственным.
В конце-концов, все госслужащие обязаны приносить присягу на верность Украине. Но Шефир уже присягнул Зеленскому и поэтому не приносит присягу Украине?
Не принеся присягу Шефир не несет никакой ответственности за ее нарушение. Его нельзя даже уволить за нарушение этой присяги. Да и как его уволишь, если он не оформлен?
В ноябре Зеленский подписал Закон “Об олигархах”. Он вводит понятие “декларации о контактах с олигархами или их представителями”. Такую декларацию обязаны подавать все госслужащие, если они контактировали с олигархом. Но только не Шефир. Зеленский сделал для себя отличный прямой канал коммуникаций с олигархами в обход закона!
Более того, даже если журналисты поймают олигарха на Банковой, офис президента всегда может сказать, что он ходил к Шефиру, а тот – вне закона.
Словом, удобно со всех сторон. Но вот законно ли?
СЛУЖБА БЕЗ СЛУЖБЫ
Начнем с того, что должность первого помощника президента, согласно Указу самого Зеленского №417, является должностью государственной службы. Да, на нее не распространяются нормы закона “О государственной службе”, как и на другие высшие должности в ОПУ.
Первый помощник президента – отдельная должность, прямо предусмотренная в штатном расписании ОПУ Положением об Офисе президента Украины.
Напрямую Положением прописан и функционал этой должности, который не имеет ничего общего с функциями “советника на общественных началах”.
Не состоящий в трудовых отношениях (и, соответственно, не несущий ответственности) специалист координирует работу Кабинета президента, взаимодействует с государственными органами, визирует все входящие на подпись президенту документы. Все это “на общественных началах”? А как быть с входящими документами, содержащими государственную тайну. К президенту заходят и такие. Как их визирует Шефир? Он получил доступ к гостайне не оформляя трудовые отношения? Или ставит подписи на документы с закрытыми глазами, чтобы не читать?
И окончательно исключил возможность трудоустройства “вне штата” сам Зеленский своим же Указом о назначении Шефира. В Указе четко прописано “назначить” Шефира без какой-либо сноски “вне штата”. А это в официальных документах означает только одно – ввести на штатную должность.
В реальном секторе экономики на предприятие, где приказом назначили сотрудника, но не оформили его должным образом, колонной потянутся налоговики и проверяющие всех мастей. Но мы же говорим об органе, который прямо или косвенно этих “всех мастей” и назначает.
За разъяснением редакция обратилась туда, где и должны следить за подобными ситуациями – Национальное агентство по вопросам государственной службы. В информационном запросе мы спросили, отнесена ли к должностям государственной службы должность Первого помощника президента Украины? А также поинтересовались, допускается ли назначение на такие должности специалистов вне штата, распространяются ли на таких специалистов функциональные обязанности должности, и имеют ли они вообще право подписывать документы и осуществлять функции?
Ответ Нацагентства оказался ожидаемым.
Здесь посчитали подобные вопросы просьбой о разъяснении норм законодательства, то есть – обращением граждан. И перенаправили в “долгий ящик” работы с обращениями. Справедливо, но не полностью.
Вопрос “отнесена ли конкретная должность к должностям государственной службы?” точно не требует разъяснений и консультаций. Это – отнесена или нет – четко задокументированный факт. Прямая сфера закона “О доступе к публичной информации”, и ответ на этот вопрос в Нацагентстве обязаны были предоставить. Сам Закон “О доступе…” прямо предусматривает, что делать с “комбинированными запросами”, где содержится и запрос, и обращение.
В части запроса на информацию распорядитель обязан в предусмотренный законом срок дать полный и четкий ответ. И лишь по остальным вопросам – либо разъяснить, что под действие Закона “О доступе…” эти вопросы не подпадают, либо взять в работу как обращение. Если соблюдены все требования к оформлению обращения, включая адрес и “живую” подпись вопрошающего.
ПРЕЦЕДЕНТ, СТАВШИЙ ТЕНДЕНЦИЕЙ
На самом деле, назначение Шефира “без трудовых отношений” не является ни первым, ни единственным прецедентом Зе-команды. На слуху совсем недавняя история с Центром стратегических коммуникаций и информационной безопасности при Министерстве культуры. Несмотря на то, что должность директора Центра была официально утверждена и внесена в штатные расписания, Любовь Цибульская 4 месяца возглавляла этот орган “на общественных началах”. И уволилась, официально так и не получив за свою работу ни копейки зарплаты.
Любой налоговик скажет, что тут налицо все признаки “теневого трудоустройства”. И “закошмарит” авторов такой “теневой схемы”. Если, конечно, сами авторы не являются высокой властью. Им так удобно, а потому, получается, – можно.
Зеленский на стадионе справедливо критиковал Порошенко за нарушения законов и игнорирование их требование. Но заняв его место Зеленский решил, что “народному президенту” их нарушать можно. И даже проще жить “по-понятиям”, чем по закону. Зачем Шефиру выполнять все эти сложные требования – декларация доходов, присяга, контакты с олигархами. Ведь всем понятно, что Шефир друг президента и ему помогает? А президент никому ничего не должен. Вот так на Банковой “понятия” вытеснили закон.
Так же как автомобиль вытеснил велосипед, удобная госдача – обещания отдать ее детям, обещанные посадки стали договорняками, а “конец эпохи бедности” превратился в подачку “вовиной тысячи”. Разве о такой стране мы мечтали?
Материал: Украинские новости.