Реформа «УЗ» с немецким акцентом: коррупция + приватизация грузоперевозок и минус электрички – СМИ

Публікації
Реформа «УЗ» с немецким акцентом: коррупция + приватизация грузоперевозок и минус электрички – СМИ

«Укрзалізниця» завершила предыдущий год на волне громких коррупционных скандалов, а новый год начинает с введения режима прямого внешнего управления, пишет Klymenko Time.

Пока еще государственная корпорация и пока еще монополист в железнодорожных перевозках «Укрзализныця» – действительно уникальная компания. Она, к примеру, предоставляет клиентам возможность получить 10% кэшбека за покупку билетов через чат-бота на Viber, при этом происходят эксцессы с продажей правильного количества билетов, а из-за неразберихи в планировании проблематичным становится даже составление расписания пригородных электричек. И это лишь самые «безобидные» инфоповоды из всей мозаики скандальных перипетий вокруг «УЗ» за последнее время. Зато этот год госкомпания начинает с того, что часть ее операционной деятельности передается в прямое внешнее управление немецкому оператору-консультанту.  

Почему еще до внешнего управления «УЗ» перешла в режим «ни дня без информационной зрады», куда направит компанию тевтонская рука реформ и останется ли у украинцев роскошь кататься электричками – в материале Klymenko Time.

«Сто страниц одиночества» отчета ВСК   

С осени прошлого года руководство “Укрзализниці”, наблюдательный совет и профильное ведомство Кабмина двигаются в нелицеприятном фарватере шлейфа коррупционных скандалов. Весьма токсичной информационной атмосферой маститые железнодорожники обязаны опубликованному в начале сентября 2021 года отчету Временной следственной комиссии ВР. Документ ВСК был посвящен детальной проверке и оценке состояния компании, а также расследованиям фактов бездеятельности и нарушения законодательства руководством “УЗ”. Klymenko Time уже разбирал самые пикантные подробности этого массивного 100-страничного доклада парламентской ВСК, возглавляемой народным депутатом от фракции “Слуга народа” Юлией Гришиной.

Отчет парламентариев, мягко говоря, не радужный буквально по всем направлениям. Группа Гришиной указала и на факт разбазаривания трети основных фондов госкомпании, и на недофинансирование капитальных расходов по развитию инфраструктуры на сумму 30 млрд. гривен, и на отсутствие системы планирования работы у руководства, и на кадровый голод с крошечными зарплатами у обслуживающего ж/д инфраструктуру персонала, etc. И это не говоря уже о ряде других финансовых проблем в виде недополученной прибыли, излишнего расточительства по второстепенным направлениям, а также штрафов за несвоевременную доставку грузов и компенсаций за сорванные из-за этого экспортные контракты. Вывод в отчете ВСК говорит сам за себя: “Железнодорожный транспорт системно теряет свои перевозочные способности и ускоренно деградирует, что несет реальную угрозу национальной экономике, социальной стабильности и обороноспособности государства”.

Остросоциальной пикантности этой картине инфраструктурной разрухи, имущественной бесхозности и управленческой халатности добавляют финансовые аппетиты правления компании и членов наблюдательного совета. Материальное благосостояние тех же членов набсовета крайне резко контрастировало с общим состоянием и положением дел в госкомпании. Иными словами – Кирпы нет на таких руководителей-железнодорожников и инфраструктурных управленцев!

Промежуточным итогом скандала стало увольнение членов набсовета “УЗ” и переходом всех полномочий по управлению предприятием к Кабмину до тех пор, пока не завершится конкурсный отборы по назначению новых кадров. Тем не менее, подвести итоги по ситуации в “УЗ” в этом году парламентская следственная комиссия так и не смогла из-за систематических неявок на заседания руководством компании и профильного министерства. 

На вызов комиссии уже не впервые не среагировал министр инфраструктуры Александр Кубраков. В очередной раз не среагировал председатель правления “Укрзализныци” Александр Камышин…”, – прокомментироваласитуацию Гришина. 

17 декабря профильная ВСК проголосовала за решение рекомендовать КМУ не продлевать контракт с действующим главой правления госкорпорации Александром Камышиным. Комментируя данное решение глава ВСК Юлия Гришина указала, что причинами его принятия стало: на причины на следующие причины: невыполнение Указов Президента Украины; невыполнение планов правительства; невыполнение утвержденных правительством показателей финансового плана компании на 2021 год; невыполнение ни одного из 71 поручения промежуточного отчета ВСК.

В правительстве по итогу решились на кадровые перестановки в “УЗ”. Постановлением №1368Кабмин назначил двух временных членов правления компании, но сохранил пост главы “УЗ” за действующим руководителем, уполномочив Мининфраструктуры подписать с Камышиным контракт.  В целом, другие кадровые вопросы, как и итоги разбирательства и проведение “работы над ошибками” в контексте отчета ВСК, плавно мигрировали в повестку 2022 года.

«Презент» от счетоводов и прощание с Лещенко как чудо финансового оздоровления 

20 декабря градус информационной “зрады” вокруг ситуации в “Укрзалізниці” повысила Счетная палата. СМИ растиражировали подробности ноябрьского отчета СП по итогам аудита “О результатах аудита эффективности использования и распоряжения объектами государственной собственности в сфере железнодорожного транспорта”.

Аудиторы указали, что в 2020 году госкомпания понесла убытки на сумму почти 30 млрд. гривен. В своем отчете СП указала на самые серьезные “финансовые дыры”: 

  •  11 млрд гривен ущерба из-за невыполнения планов доходов от грузовых перевозок;
  • 7,6 млрд грн ущерба из-за отсутствия реализации непрофильных активов;
  • 5,5 млрд грн из-за увеличения курсовых разниц;
  • 3,4 млрд грн из-за отвлечения средств на непроизводительные расходы за обслуживание 23 заключенных кредитов;
  • 417 млн ​​грн из-за осуществления расходов на уплату штрафных и финансовых санкций во исполнение решений судов.

На фоне обилия негативных инфоповодов вокруг “УЗ”, конфликта с парламентской ВСК и других сопутствующих коррупционных историй министр инфраструктуры Александр Кубраков поспешил заявить о финансовой победе по итогам 2021 года.

УЗ могла получить 8 миллиардов убытка в 2021 году, но вместо этого завершает год с прибылью. За короткое время нашей команде удалось восстановить финансовую устойчивость компании и показать первые результаты Большого строительства на железной дороге… УЗ удалось остановить в шаге от пропасти, более того – заложен фундамент системного обновления как инфраструктуры, так и подвижного состава. Это командный результат, который еще раз подтверждает, что мы на верном пути”, – бодро отрапортовал министр. 

Описание положения дел в “УЗ” в изложении Кубракова, мягко говоря, разительно отличается от того, что изложено в отчете ВСК Верховной Рады. Возможно, что столь стремительному и поразительному улучшению финансовой ситуации в госкомпании  способствовал уход из набсовета “заслуженного” железнодорожника Украины Сергея Лещенко. За полтора года пребывания в набсовете “УЗ” профессиональный реформатор  задекларировал 6 млн гривен дохода в виде гонорара и других выплат от госкомпании. Только в 2021 году Лещенко получил почти 3,6 млн гривен. Вполне вероятно, что избавившись от столь расточительной статьи расходов в лице г-на Лещенко, в “Укрзалізниці” действительно “удалось восстановить финансовую устойчивость”.

Arbeit macht реформы?

Впрочем, вышеописанная картина со скандалами и коррупционными историями в прошлом году является своеобразным приквелом к главной сюжетной линии – процесса реформирования “Укрзалізниці” в 2022 году. Структурным реформированием госкомпании займутся немецкие специалисты в лице железнодорожного оператора ФРГ “Deutsche Bahn” (DB). 

В начале следующего года их менеджмент (Deutsche Bahn, — ред.) должен зайти на руководящие позиции пассажирской и вокзальной компании. Они помогут правильно управлять пассажирскими перевозками. А мы начнем разделять эту вертикаль. Эта история займет два года”, – рассказал в интервью “Новому времени” глава правления “УЗ” еще летом прошлого года. 

В конце август министерство инфраструктуры заявило о заключении «УЗ» договора о консалтинге в сфере пассажирских перевозок с Deutsche Bahn Engineering&Consulting. «Передача в управление пассажирских перевозок Укрзализныци DB Consulting является первым системным шагом к полной трансформации железнодорожных перевозок в Украине», — прокомментировал подписание договора о консалтинге министр инфраструктуры. В конце прошлого года на площадке «Прозорро» былопубликован тендер о закупке «УЗ» услуг консалтинга на сумму 304,5 млн. грн. По словам министра Кубракова, данный тендер был выписан специально под немецкую компанию.  

На начальном этапе немцы займутся реформированием убыточных пассажирских ж/д перевозок. В приоритете немецких специалистов: 

  • формирование технических требований к ж/д парку для его полноценного обновления; 
  • создание бизнес-плана для привлечения инвестиций в сегмент пассажирских перевозок;
  •  разработка “дорожной карты” внедрения модели PSO и механизма субсидирования социально значимых пассажирских перевозок.

К слову, в части применения модели PSO в “УЗ” уже успели отрапортовать о первых успехах. В рамках реализации пилотного проекта Public Service Obligation, 18 декабря госкомпания сообщила о подписании трех меморандумов в Харьковской, Сумской и Луганской областях. 

Как указано в сообщении на сайте госкомпании, в рамках реализации проекта АО «Укрзалізниця» запускает современный и новый поезд “Слобожанский экспресс” на маршруте Харьков – Сумы – Ворожба – Харьков, а местные власти компенсируют железной дороги не менее 7 млн гривен в год расходов на функционирование этого маршрута. 

Вслед за Одесской областью к внедрению европейской практики заказа услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом приобщаются еще три области на востоке страны. В результате такого сотрудничества мы смогли запустить современный и удобный дизель-поезд, соединивший эти три области, и предложить украинцам новое качество перевозок по железной дороге”, – цитирует пресс-служба руководителя “УЗ” Камышина. 

Безусловно, запущенный по-новому и, очевидно, не электрифицированному маршруту дизельный поезд весьма сложно назвать “современным”. Это касается и “новаторства” в отношении применяемой модели PSO. В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что меморандумы “УЗ” подписала с представителями областных советов вышеуказанных областей. Вопрос заключается в том, откуда будут браться деньги на финансирование условий меморандумов на местах. 

В логике текущей реформы децентрализации, региональные финансовые потоки замыкаются на объединенных территориальных громадах (ОТГ), а не областных “надстройках” в виде облсоветов. Поэтому вопрос стабильного, устойчивого и долгосрочного финансирования межрегиональных перевозок по такой схеме вызывает вполне обоснованный скепсис. Не сумев выжать деньги на региональное ж/д сообщение на местах, скорее всего, немецкие реформаторы перейдут к плану “Б” – оптимизации сети пригородных, региональных и межрегиональных пассажирских перевозок.  

Начало конца?

Последний раз, когда немцы руководили украинской железной дорогой, пришелся на период 1941-1944 гг. Однако против “европейского реформирования” железнодорожного транспорта Украины тогда категорически выступили Сидор КовпакАлексей ФедоровАлександр СабуровДмитрий Медведев и командиры других партизанских отрядов и соединений.  Однако похоже, что на этот раз в отношении украинского железнодорожного хозяйства “окончательное решение реформаторского вопроса” не обойдется без тевтонского хэппи-энда.

Судя по всему, заход немецкого менеджмента и первый этап трансформирования пассажирских перевозок, является предзнаменованием процесса реформирования ”УЗ” путем разделения госкомпании на подразделения (суб-подразделения) по видам операционной деятельности. В конечном счете такой подход предусматривает схему: “расчленение + приватизация прибыли + национализация убытков”. 

Грубо говоря, прибыльный сегмент грузоперевозок и отдельные направления пассажирских перевозок будут приватизированы, вместе с “ликвидной” инфраструктурой, в виде крупных пассажирских ж/д узлов. Альтернативой приватизации железнодорожных вокзалов, может выступить механизм сдачи их в многолетнюю концессию.  Вычленив, приватизировав или сдав в концессию приносящую прибыль часть “УЗ”, убыточный “неликвид” корпорации останется на шее государства и госбюджета в виде обслуживания железнодорожного полотна, убыточных пассажирских перевозок, небольших региональных станций и всего сегмента глубоко дотационного пригородного сообщения.

Стоит уже сейчас приготовиться к тому, что в контексте такого оптимизационного подхода в реформировании “УЗ” те же электрички постепенно самоликвидируются как класс железнодорожного транспорта.

Материал Klymenko Time

Поділитись

Новини

12 Жовтня 2024

Кухонний лайфхак, який перетворить покупні пельмені на домашні

15 Липня 2024

Народний спосіб: як швидко охолодити квартиру за допомогою води

17 Липня 2023

у США відреагували на повідомлення, що країни Європи ще чекають дозволу

19 Квітня 2023

Як жити спокійно та не ображатись на людей: поради психологів

21 Березня 2023

Шольц не очікує, що війна Росії проти України «завершиться найближчим часом»

9 Березня 2023

Як зберегти хліб свіжим і хрустким довше: поради

«Одного дня наше везіння вичерпається» – Ґроссі про знеструмлення ЗАЕС через ракетну атаку

Мітингувальники в Тбілісі вирішили почати «облогу парламенту»

Джонні Депп на продажі власних картин вже заробив $5,4 млн

Зеленський анонсував санкції проти тих, «хто намагається послаблювати державу»

Поліція розігнала учасників мітингу перед парламентом Грузії

Дженна Ортега потрапила у курйозну ситуацію завдяки плямі на вбранні

Міністри оборони ЄС шукають спосіб підтримати Україну боєприпасами

Війська РФ вдарили по Києву, на місце вибухів виїхали всі служби – Кличко

Як правильно розмістити продукти в холодильнику: є певні хитрості

8 Березня 2023

Путін готовий до багаторічної війни «на виснаження» – розвідка США

БІЛЬШЕ НОВИН