10 ОМКФ: страшное кино от Роуз МакГоуэн и Фатиха Акина
Стиль життяИзображение: скриншот их фильма "Золотая перчатка"
С 12 по 20 июля проходит Одесский международный кинофестиваль. Он стал десятым по счету и призван поддержать украинский кинематограф в Украине и за рубежом, а также популяризировать качественное интеллектуальное кино. NBN.ua выделил несколько самых ярких фильмов, представленных на ОМКФ.
Не зря считается, что о творческом человеке намного больше могут сказать его работы, чем его слова. Нечто подобное произошло и с Роуз МакГоуэн, почетной гостьей 10-го Одесского международного кинофестиваля.
«Дон» Роуз МакГоуэн
По правде говоря, ни вопросы журналистов на творческой встрече с голливудской звездой, ни ее ответы ничего нового к личности Роуз, к ее образу мыслей и действий не добавили.
А вот короткометражный фильм МакГоуэн «Дон» (Dawn) – да! Очень яркая, красивая, приторно-карамельная в начале и жуткая до озноба в конце история.
Чтобы понять, как сильно саму актрису волнуют проблемы насилия, то, как легко подростки, особенно девочки, могут стать жертвами преступников, которым «просто захотелось почувствовать, как это», и в какой мере можно доверять миру – совсем необязательно читать или слушать ее рассказы о нравах, царящих на Голливудских холмах.
Достаточно просто посмотреть этот короткий фильм.
«Золотая перчатка» Фатиха Акина
А еще по-настоящему страшное кино снимают в Германии. Так уж случилось, что вторым в тот же день я посмотрела фильм немецкого режиссера Фатиха Акина «Золотая перчатка» (Der goldene Handschuh).
Гамбург, 1970-е годы, самый злачный район портового города – Репербан. Фриц Хонка — горбатый, немытый, с гнилыми зубами и сломанным носом мужчина неопределенного возраста, днем работает на верфи, а вечера коротает в кабаке «Золотая перчатка».
Здесь собирается «достойная» компания»: бывшие моряки, бывшие проститутки и даже бывший эсэсовец. И эти «бойцы вспоминают минувшие дни, и битвы, где вместе рубились они…» Только того мира давно уже нет.
А есть грязные столы, липкие стаканы, такие же разговоры, мысли и действия, и алкоголь-алкоголь-алкоголь. Сам Фриц любит привести в свою квартиру на последнем этаже убогого дома одну из местных алкоголичек и попытаться доказать ей свое постельное мастерство.
Но не тут-то было — ну не мастер он, а тут и дамочка еще начинает неприлично хохотать и обзываться, и тогда остается одно: 10, 20 ударов лицом об стол или удавку на шею…
А потом труп распилить, иначе в чуланчик не поместится, и спрятать до лучших времен. И неважно, что запашок уже просачивается сквозь стены, никто особо не переживает по этому поводу. Наверное, Фриц еще долго делал бы свои страшные запасы, но в доме произошел пожар, и все тайное стало явным.
Критики разных стран уже окрестили этот фильм мерзким, тошнотворным, невыносимым. И с этим трудно спорить: давно я не видела столько зрителей, уходящих с фестивального кино, со словами:
«Извините, но я больше не могу…»
Жирная липкая грязь человеческого (?) существования словно льется на тебя с экрана, вызывая безудержное желание срочно вымыть руки.
Одни решили, что эта картина — апофеоз мизогинии, никуда не девшейся под ударами феминизма, другие – анализ состояния целой нации, изуродованной двумя проигранными войнами, третьи – исследование самой природы зла.
Например, Антон Долин в своей рецензии написал, что «в наше стерильное время, когда мы почти поверили, что зло всегда благообразно и рационально, полезно вспомнить, как уродливо его настоящее лицо, и содрогнуться, посмотрев ему прямо в глаза». (Просто красиво сказал :-))
А мне увиделась в общем-то избитая, но от этого не менее жуткая история маленького человека, который не смог получить признания своих сексуальных способностей. Ни больше и ни меньше.
Так, Фриц заставляет одну из несчастных пропойц написать подтверждение, что она абсолютно довольна всем тем, что он с ней делал, и в благодарность обещает привести Фрицу свою дочь, молодую и хорошенькую, чтобы она тоже была довольна.
По сравнению с другими версиями пошло, банально, мелко? Возможно. Но кто знает, где та грань, после которой человек и становится Фрицем Хонкой…
П.С. Фильм основан на реальных событиях. Гуглите, господа, гуглите…
Юлия Глинкина, специально для NBN.ua