Руслан Рыгованов: Амнистия капитала
Публікації ТОПАвтор: Руслан Рыгованов, участник проекта Аналитический кластер «Украинская Фабрика Мысли».
Не секрет, что государство – это инструмент перераспределения и контроля, инструмент создания комфортного сосуществования и баланса между властью, бизнесом и гражданами государства. Формирование недоверия к государству с момента получения Украиной независимости достигло своего апогея. На сегодня власть и бизнес фактически одно целое. При чем однозначный перекос идет в сторону крупного капитала и корпораций, которые на сегодняшний момент представляют не только олигархов Украинского происхождения, а интересы международных корпораций.
Перекос системы управления в пользу олигархов привел к тотальному недоверию внутри страны, а как результат «тенезация» экономики. Проблема с уклонением от уплаты налогов в Украине, как и в некоторых других странах (пример Италия), отражает менталитет, из-за которого граждане рассматривают власти страны, как оккупантов, а свое мошенничество, как гражданский долг.
Более 60% экономики Украины находится в тени. Большинство активов (не только деньги) находятся за пределами учета, в том числе не только налогового, но и статистического. Еще с 2014 года, ВР и правительство не прекращало судорожно пиариться на «амнистии капиталов». В 2020 году, во исполнение обещаний кандидата в Президенты Зеленского, по вопросу легализации и амнистии капитала Кабинет министров Украины, во главе со ставленником олигархата премьер-министром Шмыгалем, принял на себя «неподъёмную ношу» принятия решений.
Правительство «уникумов» объявило о принятии ответственности за подготовку пакетов законопроектов до декабря месяца. Перед принятием законов планировалось в октябре-ноябре запустить реформу налоговой службы и ликвидацию налоговой милиции. В итоге (впрочем как всегда) громко сказано, ничего не сделано. Офис Президента, спасая лицо правительства, подготовил четыре законопроекта и подал как «неотложные» (5153, 5154, 5155, 5156), которые и должны запустить процесс налоговой амнистии через подачу «нулевой декларации». Казалось бы, все в «елочку», но это ровно до того момента, пока не начинаешь читать законопроекты. И да, напомню, реформирования налоговой системы в государстве не произошло.
И что же мы имеем на сегодня.
Если говорить коротко, то законопроекты не про амнистию капитала, а про одну из форм мошенничества с ОВГЗ, которым так любят «бавиться» представители власти и крупного капитала. Что происходит. Ставка налогов при подаче нулевой декларации с указанием приобретения ОВГЗ, составляет 2,5%. Ставка гарантированной государством доходности 7,5%. То есть при оплате 2,5% со своего теневого капитала, вы не плохо так зарабатываете в размере 5%. При чем подчеркну, это гарантированная сумма. Чтобы не произошло (если только не война в непосредственно в городе Киеве), вы однозначно получите свой «кеш» в полном объеме (это вам не депозиты, которые прогарантированы на 200 тыс. ФГВИ).
Если брать по срокам, то получается, что у вас практически 6 месяцев в запасе, для проведения операции по «легализации» капитала. Вопрос, а сможет ли простой человек воспользоваться? Ну нет конечно.
Теперь, о подводных камнях, которые заложены в пиар акцию (ну кроме «подзаработать»). Первая проблема, которая может очень сильно повлиять, это отношения с внешними кредиторами.
Несмотря на то, что 2,5% фактически согласованная сумма с МВФ, однако МВФ рассматривал данную сумму, для всех видов актива, с учетом, что полученные средства от легализации, будут направлены на погашение внешней задолженности. Кроме того, при наличии коррупционной составляющей, при которой бюджет не только не увеличивается, а уменьшается, однозначно будут дополнительные претензии.
Второе, это сам подход к декларантам. Согласно предложенным законопроектом, «нулевой декларацией» смогут воспользоваться те кто не сдавал декларацию с 2005 года. Т.е. ни о какой «амнистии капитала» речи быть не может.
Не секрет, что владельцами теневого бизнеса, как раз и являются «декларанты». Самое интересное, что такой подход вызывает дополнительный конфликт между государством и органами местного самоуправления, ведь депутаты местных советов декларанты, хотя по факту не являются государственными служащими, но одновременно, «имеют что показать». После проведения «нулевой декларации» происходит фактически криминализация, и появляется возможность оказания давления на депутатов местных советов. Нехилая такая «децентрализация». Да?
Необходимо обратить внимание, что наибольший процент, а именно 9, относится к декларированию иностранного (по нахождению) капитала, при условии правового нигилизма, отсутствия механизмов защиты, инвестиционной политики государства, пробелов в налогообложении (возможности за более меньшие проценты легализовать капитал), возникает вопрос, а точно наше любимое правительство, хочет притока капитала в Украину, из-за рубежа? Или это очередная всего лиш медийная акция.
Тот кто писал данные законопроекты, допустил еще и ряд нестыковок, которые позволят налоговикам трактовать в свою пользу. Например, перечислены, ряд активов, которые изначально считаются минимальными, условно «чистыми» и соответственно декларированию не подлежат, при этом указывается, что активы могут быть очищены только при подаче декларации, вообщем суды вам обеспечены с налоговиками, а зная нашу внутреннюю систему, то и решения в пользу налоговиков, пока не дойдет до конечной инстанции и то не факт.
Таким образом вместо выполнения функций государства по наполнению бюджета, усиления контроля за налогообложением, формирования источника социальных выплат, имеем ситуацию, когда незначительная часть получит прибыль и отток денег с бюджета, а 90 процентов населения, кроме дополнительной финансовой нагрузки, получат в последующем криминализацию накопленного годами имущества.
Часто представители правящего «монобольшинства» и Кабмин Украины, ссылаются на зарубежный опыт. Хочется спросить, а они точно его изучали? Например, принципы проведения амнистии имеют семь критериев, а именно:
- Определение типов налогов.
- Природа амнистии
- Отбор налогоплательщиков
- Бюджет (амнистии)
- Реклама
- Продолжительность амнистии
- Срок платежа.
Обязательным условием являются программы усиления принуждения, которые формируют ВЫГОДНОСТЬ амнистии. Вы у нас про это слышали? И никто не слышал.
Ну и наконец, чтобы не быть голословным, нужно обратить действительно внимание на опыт иностранных государств, как положительный, так и отрицательный.
Удачные примеры налоговой амнистии.
В Испании, налоговая амнистия была проведена в начале 80-х годов. Людям не пришлось даже платить налоги с укрытых в свое время доходов. Всем желающим было предложено вложить деньги в специальный государственный фонд – под небольшой процент и на пять лет. В это время деньгами распоряжалось государство. По прошествии пяти лет людям возвращали их деньги с процентами, и они могли распоряжаться ими, как угодно. Налоговая амнистия совпала с началом периода политической и экономической стабильности, поэтому люди не побоялись амнистировать крупные суммы. Одновременно прекратился вывоз денег за границу.
В Индии налоговая амнистия 1997 года. Она длилась шесть месяцев и принесла казне 2,5 миллиарда долларов – втрое больше, чем все проведенные ранее в стране налоговые амнистии, вместе взятые. Одна из причин успеха заключалась в том, что гражданам предлагалось заплатить подоходный налог с ранее скрытых доходов по действующим ставкам, а не тем, которые существовали во время получения этих доходов. Тогда они были в 3-4 раза выше. Ну и, конечно, амнистия сопровождалась массированной рекламной кампанией во всех средствах информации, а также неоднократными напоминаниями министров о том, что такая амнистия проводится последний раз.
В Италии сентябрь 2001 года специальным правительственным декретом, а в декабре 2002 продлили еще на один год. Чтобы легализовать ранее переправленные за границу капиталы, граждане могли просто объявить о них, оставив за границей и выплатив полагающиеся налоги. Второй вариант предусматривал перевод капитала в Италию с уплатой лишь 2,5% от объявленной суммы или приобретением гособлигаций на 12% этой суммы. В результате в Италию было возвращено из-за границы 73 миллиарда евро .
Однако в Италии налоговые амнистии в том или ином виде проводились столь часто, что Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 30 наиболее развитых стран мира, в 2004 году настоятельно рекомендовала Риму отказаться от этой практики, дабы не подорвать саму систему налогообложения. Но из-за отсутствия глубокой реформы налоговой системы и ментальности граждан отток капиталов из Италии вновь увеличился.
Налоговые амнистии в Бельгии в 2004 и в Грузии в 2005 году полностью провалились (внимание в Грузии! Которую нам везде тыкают в пример).
Какова цель в мире налоговой амнистии? Это улучшить соблюдение налогового законодательства путем выведения бизнеса из тени и непосредственно увеличить доход государства, прогарантировать усиление социальной защиты граждан Украины.
Решаются ли данные цели, нашей «украинской нулевой декларацией»? Конечно нет.
Автор: Руслан Рыгованов, участник проекта Аналитический кластер «Украинская Фабрика Мысли».
Источник: uttank.com