Супрун vs Академия наук. Как и.о. министра попалась на распространении фейков
Політика ПублікаціїИ.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун
Отсутствие профессионального диалога медицинского сообщества с Министерством здравоохранения Украины является следствием непродуманных и необоснованных действий и.о. главы ведомства Ульяны Супрун. Об этом говорится в официальном заявлении НАМН Украины, опубликованном на ее сайте 16 августа, передает NBN.ua.
В Академии утверждают, что на сегодняшний день налицо “отсутствие научного обоснования начатой медицинской реформы”.
“Национальная академия медицинских наук Украины не может в дальнейшем соглашаться с необоснованными шагами, которые могут привести к разрушению медицины в Украине“, – говорится в заявлении.
Истоки противостояния
“Разоблачающему” заявлению НАМН предшествовала жесткая критика деятельности Академии со стороны Ульяны Супрун.
Так, 13 августа Супрун на своей странице в Facebook опубликовала пост, в котором заявила, что учреждения Национальной академии медицинских наук Украины тратят бюджетные средства на фейковые пилотные проекты.
“Несколько дней назад заведения НАМНУ и ГУД (Государственное управление делами) в очередной раз решили исключить из перечня учреждений, подлежащих автономизации. В этот раз на правительственном комитете под председательством Степана Кубива приняли решение внести изменения в постановления МЗ Украины. Представители от МЗ на это заседание приглашены не были. То есть нас намеренно “забыли” спросить относительно изменений в нашем же постановлении”, – написала и.о. министра.
Она напомнила, что в заведениях НАМНУ, по их же инициативе, проходит “пилот” для отработки механизма оплаты медицинских услуг еще с 2017 года.
“Его запустили, чтобы как можно быстрее начать отрабатывать новую методику формирования тарифов на медуслуги. По крайней мере, так звучала официальная аргументация. В первый год “пилота” деньги взяли, но ничего не просчитали. Мы получили отчет, который указывал, что, по сути, “пилот” – это фейк”, – утверждает Супрун.
По ее словам, заведения НАМНУ не использует “международно признанную методику” для формирования тарифов на услуги, а берут “авторские” методики, как правило, выгодные тем, кто их делал.
“Цены берутся “с потолка”, а на это выдаются бюджетные деньги. Это субсидирование учреждений НАМНУ, которые не хотят по-честному просчитать и озвучить стоимость своих услуг, потому что нуждаются в постоянной возможности манипулировать этими цифрами. На второй год начался новый этап пилотного проекта, о результатах которого мы до сих пор не получили отчет. Теперь этот “пилотный проект” планируют в очередной раз продлить еще на год с бюджетом в более чем полмиллиарда грн”, – возмутилась Супрун, добавив, что “на самом деле предоставляются те услуги, которые можно получить в областных и городских медицинских учреждениях“.
Как превратить госпредприятие в руины и стать миллионером
И.о. министра подчеркнула, что “вместо фейковых “пилотов” заведениям НАМНУ стоит автономизоваться и заключить договоры с НСЗУ” – Национальной службой здоровья Украины. Таким образом, отметила она, заведения уже с 2020 года “не будут ограничены собственным бюджетом и смогут получать средства за каждого пациента, которого пролечат, по честным тарифам, установленным НСЗУ”.
Резюмируя, Ульяна Супрун проинформировала, что в результате трансформации системы здравоохранения в Украине будет создано единое медицинское пространство. В частности, она заверила, что в рамках этой инициативы “ведомственные медицинские учреждения, такие как больница “Феофания” и учреждения Национальной академии медицинских наук Украины, станут доступны каждому гражданину“.
Академическая “ответка”
НАМНУ предсказуемо не стала безмолвно наблюдать за шквалом обвинений в свой адрес со стороны Ульяны Супрун и выступила, как уже отмечалось выше, с развернутым заявлением, в котором высказала свою позицию по ряду принципиальных вопросов.
В самом начале сотрудники академии прокомментировали заявление и.о. министра о “едином медицинском пространстве”, заявив, что “со времени своего основания Академия является неотъемлемой частью единого медицинского пространства и не требует повторного включения”:
“В Украине начата медицинская реформа, и НАМН Украины активно и взвешенно присоединяется к процессу реформирования. Изучая причины и механизмы развития болезней, разрабатывая методы их диагностики, лечения и профилактики… клинические подразделения научных учреждений НАМН Украины предоставляют высокоспециализированную, высокотехнологичную медицинскую помощь всему населению Украины без исключения. Каждый гражданин Украины имеет свободный доступ для получения медицинской помощи в научных учреждениях НАМН Украины. Только в 2018 году медицинскую помощь в учреждениях Академии получили более 820 тыс. больных, выполнено примерно 100 тыс. оперативных вмешательств”.
В Академии также настаивают на своем участии в процессе внедрения реформы по изменению финансирования медучреждений, “которой предусматривается переход от финансирования койко-места к финансированию медицинской услуги для конкретного пациента”.
“Такой переход… несомненно, является весомым и давно назревшим шагом по оптимизации расходов на медицинское обслуживание населения, в частности, в контексте стратегических планов реформирования отрасли на принципах страховой медицины“, – отмечается в заявлении Академии.
Медицина в Украине должна быть страховой, однако в настоящее время в стране еще не созданы соответствующие условия, заявил в конце июля лидер президентской партии “Слуга народа” Дмитрий Разумков. “Абсолютно правильным подходом будет переход на страховую медицину, но это можно сделать только тем, кто сегодня работает, и кому, в принципе, и предприятия, и они сами смогут оплачивать, опять же исходя из уровня доходов, нормальную страховку”, – отметил он. В то же время Разумков подчеркнул, что при страховой медицине в зоне риска остаются категории, которые без поддержки государства выжить не в состоянии – дети, пенсионеры и граждане с особенными потребностями, “а таких в Украине сейчас большинство“.
Пилотный проект, который Супрун сочла “фейком”, касается новых механизмов финансирования научных учреждений НАМНУ.
“К пилотному проекту в 2017 году были привлечены лучшие научные учреждения Академии… несмотря на выделенные бюджетные средства на реализацию проекта, его запуск фактически состоялся лишь в конце 2017 года, поскольку методика расчета стоимости медицинских услуг была утверждена приказом МЗ Украины только 20 сентября 2017 года… Тарифы на медицинские услуги участниками пилота были рассчитаны согласно этой методике и утверждены приказом МЗ Украины от 28.09.2017 № 1189″, – пояснили в Академии.
Также там подчеркнули, что утверждения Супрун о том, что «цены берутся с потолка», «это субсидирование учреждений НАМНУ, которые не хотят по-честному просчитать и задекларировать стоимость своих услуг» – является фейком, “поскольку и методика расчета стоимости, и тарифы на медицинские услуги были утверждены приказами МЗ Украины за подписью руководителя ведомства”.
“Следует также отметить, что пилотный проект – эксперимент, в ходе которого могут быть отработаны различные методики формирования тарифов на медицинские услуги. Пилот продолжался в 2018-2019 годах, проблемных вопросов много, и пути их решения прорабатываются в Академии. До включения в реализацию пилотного проекта на сегодня проходят подготовку еще 4 научные учреждения Академии. В начале пилотного проекта на совместных совещаниях в Министерстве финансов Украины МЗ Украины участвовало в обсуждении вопросов его реализации. С 2018 года министерство прекратило принимать участие в совещаниях и обсуждениях вопросов пилотного проекта“, – добавили в НАМНУ.
Обязаловка автономизации и неготовность НСЗУ
Не оставила без внимания Академия и утверждения Ульяны Супрун относительно обязательной автономизации научных учреждений АМН Украины и заключение договоров с НСЗУ.
В НАМУ напомнили, что “особенностью и принципиальным отличием лечебно-диагностических подразделений (клиник, клинических подразделений) научных учреждений НАМН Украины от обычных учреждений здравоохранения (больниц) является их научная и учебная направленность“.
Автономизация – это обязательное условие участия в медицинской реформе, поскольку только в статусе коммунальных некоммерческих предприятий медучреждения смогут заключить договоры с Национальной службой здоровья Украины и получать прямое финансирование за предоставленные услуги из государственного бюджета, указано на сайте МЗ Украины 2 января 2018 года. Коммунальные некоммерческие предприятия являются неприбыльными, то есть целью их деятельности является не получение прибыли, а оказание услуг здравоохранения населения. Как неприбыльные предприятия заведения не будут плательщиками налога на прибыль и смогут самостоятельно распоряжаться полученными средствами. В том числе свободно устанавливать размер заработной платы для медицинских и других работников, пояснили в ведомстве.
“Следует отметить, что НСЗУ не готова к заключению и исполнению договоров о медицинском обслуживании населения по программе медицинских гарантий с казенными предприятиями или коммунальными некоммерческими предприятиями. В НСЗУ отсутствует защищенная информационная система, которая отвечает требованиям законов Украины… и которая не исключает бесконтрольный доступ любых лиц к информации о течении заболеваний пациентов”, – утверждают в НАМНУ.
При этом отмечается, что, “несмотря на отсутствие в НСЗУ защищенной информационной системы, в адрес НАМН Украины поступило обращение МЗ Украины от 30.05.2019 № 01-05-47/14144 за подписью заместителя министра П. Ковтонюка на получение информации из баз данных научных учреждений Академии, составленных на основании карт всех пациентов, выбывших из стационара (форма № 066/у), с целью проведения консультаций по заключению договоров между НСЗУ и научными учреждениями АМН Украины“.
“Кроме этого, по состоянию на 16 августа 2019 г. не обнародованы тарифы (возможно, и не утверждены) на услуги по предоставлению вторичной (специализированной) медицинской помощи и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи. Указанное может привести к отсутствию финансирования учреждений здравоохранения с 1 января 2020 года“, – говорится в заявлении НАМН Украины.
В завершении Академия призвала МЗ Украины проинформировать “о результатах автономизации учреждений здравоохранения, оказывающих третичную высокоспециализированную медицинскую помощь, а также о том, как будут работать такие заведения и как граждане смогут получить гарантированный пакет медицинских услуг в этих казенных предприятиях“.
Вероятно, после такой аргументированной “ответки” Нацакадемии МЗ и его руководство в лице Ульяны Супрун захочет объясниться. Однако по состоянию на 16:20 на сайтах министерства и Нацслужбы здоровья Украины, а также на странице в Facebook Супрун каких-либо комментариев относительно официальной позиции НАМН Украины нет.